Урбанисты предлагают сделать Петербург более пешеходным

Как уменьшить автомобильный трафик в городе и нужно ли это бизнесу

Комитет по транспорту сообщил 2 июня о заключении контракта с компанией «Петербургские дороги» на расширение зоны платной парковки. Чтобы сделать Петербург более пешеходным, одних платных парковок мало, говорят эксперты.

В зону расширения платной парковки вошли 183 улицы в Центральном районе и 153 – в Адмиралтейском. Плату начнут взимать в следующем году. Этот процесс поддерживает исполнительный директор общественного объединения «Пошли-поехали» Герман Мойжес. «В Петербурге налицо транспортная проблема – машин все больше, пешеходы уже обладают меньшими правами, чем автомобилисты», – говорит он. По его мнению, автомобили используются неоправданно часто. «Люди садятся за руль, чтобы проехать три-пять километров, хотя для этого подходит велосипед или самокат. Другое дело, что инфраструктура для них недостаточно развита», – уточняет Мойжес.

Генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров не верит, что в ближайшее время в городе появится значимое количество дорожек для самокатов и велосипедов. Хотя, отмечает он, рынок кикшеринга в городе сейчас «переживает конфетно-букетный период крупных инвестиций и приемлемых тарифов».

Отсутствие дорожек для самокатов и велосипедов – не главная проблема, которая тормозит превращение Петербурга в более пешеходный город, поясняет управляющий партнер Института территориального планирования «Урбаника» Евгения Арефьева. Главное – общественный транспорт, считает она. Самым успешным примером пешеходной улицы в Петербурге Арефьева считает 6–7 линии Васильевского острова. Грамотно продуманная пешеходная зона приносит выгоду предпринимателям, говорит она: «На таких улицах развивается сфера услуг – торговля и рестораны».

С ней согласен аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. В однозначном выигрыше от появления пешеходных улиц заведения, расположенные на первых этажах: бары, кафе, барбершопы, бутики, говорит он. «Однако сказать, что организация пешеходных зон заметно сказывается на экономике города в целом, нельзя. Люди не станут тратить больше. Просто бизнес сконцентрируется вокруг таких зон. И денежные потоки перетекут туда», – поясняет Коренев.

Коренев считает полезным для города развитие средств индивидуальной мобильности, прямые запреты на движение транспорта на ряде улиц и повышение стоимости парковки. «В центре Москвы за час парковки берут уже 380 руб., а в Петербурге – только 60 руб.», – недоволен он. Коренев считает, что при организации пешеходных зон власти должны думать о создании прилегающих к ним парковок, но пока они «заботятся об этом в последнюю очередь».

Не только увеличение пешеходного пространства, но и просто улучшение городской среды – появление лавочек и деревьев – напрямую влияет на развитие стрит-ритейла, говорит руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St. Petersburg Анна Лапченко. «Визуальные изменения Большого проспекта Петроградской стороны, Малой Садовой и Большой Морской улиц сразу отразились на составе арендаторов. Пешеходные улицы не любят банки из-за отсутствия парковки, продуктовые магазины и точки выдачи онлайн-заказов – из-за сложности в подъезде и разгрузке», – поясняет она. Как только меняются возможности парковки, меняется и профиль арендаторов, отмечает Лапченко. По ее словам, доступный паркинг особенно важен для премиальных продуктовых магазинов.

Лапченко говорит, что на стрит-ритейл сильное влияние оказывают крупные трафикообразующие центры. «Например, Сенной рынок значительно повлиял на состав потребительской аудитории всех прилегающих улиц. На Садовой улице много хороших витринных помещений, которые могли бы заинтересовать фэшн-операторов, там разрешена парковка, есть все предпосылки для развития ритейла, но близость Сенного рынка и Апраксина двора не позволяет это сделать», – отмечает Лапченко. 

В 2018 г. комитет по градостроительству и архитектуре составил перечень пешеходных зон, которые должны были появиться в Петербурге к 2022 г. В списке 40 пешеходных зон, в том числе набережные Карповки, Адмиралтейского канала и реки Смоленки.

Комитет по транспорту сообщил 2 июня о заключении контракта с компанией «Петербургские дороги» на расширение зоны платной парковки. Чтобы сделать Петербург более пешеходным, одних платных парковок мало, говорят эксперты.

В зону расширения платной парковки вошли 183 улицы в Центральном районе и 153 – в Адмиралтейском. Плату начнут взимать в следующем году. Этот процесс поддерживает исполнительный директор общественного объединения «Пошли-поехали» Герман Мойжес. «В Петербурге налицо транспортная проблема – машин все больше, пешеходы уже обладают меньшими правами, чем автомобилисты», – говорит он. По его мнению, автомобили используются неоправданно часто. «Люди садятся за руль, чтобы проехать три-пять километров, хотя для этого подходит велосипед или самокат. Другое дело, что инфраструктура для них недостаточно развита», – уточняет Мойжес.

Генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров не верит, что в ближайшее время в городе появится значимое количество дорожек для самокатов и велосипедов. Хотя, отмечает он, рынок кикшеринга в городе сейчас «переживает конфетно-букетный период крупных инвестиций и приемлемых тарифов».

Отсутствие дорожек для самокатов и велосипедов – не главная проблема, которая тормозит превращение Петербурга в более пешеходный город, поясняет управляющий партнер Института территориального планирования «Урбаника» Евгения Арефьева. Главное – общественный транспорт, считает она. Самым успешным примером пешеходной улицы в Петербурге Арефьева считает 6–7 линии Васильевского острова. Грамотно продуманная пешеходная зона приносит выгоду предпринимателям, говорит она: «На таких улицах развивается сфера услуг – торговля и рестораны».

С ней согласен аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. В однозначном выигрыше от появления пешеходных улиц заведения, расположенные на первых этажах: бары, кафе, барбершопы, бутики, говорит он. «Однако сказать, что организация пешеходных зон заметно сказывается на экономике города в целом, нельзя. Люди не станут тратить больше. Просто бизнес сконцентрируется вокруг таких зон. И денежные потоки перетекут туда», – поясняет Коренев.

Коренев считает полезным для города развитие средств индивидуальной мобильности, прямые запреты на движение транспорта на ряде улиц и повышение стоимости парковки. «В центре Москвы за час парковки берут уже 380 руб., а в Петербурге – только 60 руб.», – недоволен он. Коренев считает, что при организации пешеходных зон власти должны думать о создании прилегающих к ним парковок, но пока они «заботятся об этом в последнюю очередь».

Не только увеличение пешеходного пространства, но и просто улучшение городской среды – появление лавочек и деревьев – напрямую влияет на развитие стрит-ритейла, говорит руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St. Petersburg Анна Лапченко. «Визуальные изменения Большого проспекта Петроградской стороны, Малой Садовой и Большой Морской улиц сразу отразились на составе арендаторов. Пешеходные улицы не любят банки из-за отсутствия парковки, продуктовые магазины и точки выдачи онлайн-заказов – из-за сложности в подъезде и разгрузке», – поясняет она. Как только меняются возможности парковки, меняется и профиль арендаторов, отмечает Лапченко. По ее словам, доступный паркинг особенно важен для премиальных продуктовых магазинов.

Лапченко говорит, что на стрит-ритейл сильное влияние оказывают крупные трафикообразующие центры. «Например, Сенной рынок значительно повлиял на состав потребительской аудитории всех прилегающих улиц. На Садовой улице много хороших витринных помещений, которые могли бы заинтересовать фэшн-операторов, там разрешена парковка, есть все предпосылки для развития ритейла, но близость Сенного рынка и Апраксина двора не позволяет это сделать», – отмечает Лапченко. 

В 2018 г. комитет по градостроительству и архитектуре составил перечень пешеходных зон, которые должны были появиться в Петербурге к 2022 г. В списке 40 пешеходных зон, в том числе набережные Карповки, Адмиралтейского канала и реки Смоленки.