Яхты застряли на пункте пропуска в форте Константин
Владельцы яхт жалуются на сроки таможенного оформления при пересечении границыСклад временного хранения в международном пункте пропуска яхт в форте Константин в Кронштадте переполнен, рассказали «Ведомостям» владельцы яхт. Двое из трех собеседников «Ведомостей» проходят процедуру растаможивания больше месяца – с мая. В прошлом году их яхты были заблокированы в Финляндии – морская граница между странами оставалась закрытой до 15 апреля. Затем власти Финляндии разрешили собственникам из России вывести их маломерные суда на родину.
Международный пункт пропуска в Выборге закрыли в июле прошлого года для реконструкции портовой инфраструктуры, сообщала пресс-служба управления погранвойск ФСБ. Он не работает до сих пор. Все яхты направляют в единственный работающий пункт пропуска в Кронштадте, который не справляется даже с небольшим количеством судов, рассказал «Ведомостям» владелец яхты по имени Константин. Он показал фотографии, на которых можно увидеть пристани пункта пропуска, заполненные пришвартованными яхтами (15 штук).
«Растаможка моей лодки затянулась на месяц: я причалил к форту 23 мая, а все закончилось только 25 июня. Сложностей с пограничниками не возникло, но таможня решила не торопиться – лодку пришлось поместить на склад временного хранения. Мою лодку оценили в 500 000 руб., я не согласился. Когда возникают спорные ситуации, приходится обращаться к эксперту таможни для расчета декларируемой стоимости. Так как у таможни в Кронштадте нет своего эксперта, пришлось ждать его приезда из Выборга. С другими яхтами примерно такая же ситуация. Лодки на склад поставили впритык друг к другу. Но их прибыло столько, что пришлось ставить лодки у пристани таможенников», – рассказал он.
Яхтсмен заплатил за услуги склада временного хранения 17 800 руб. Похожие суммы назвали другие владельцы яхт, которые проходят процедуру растаможивания с привлечением экспертов.
И помещения пункта пропуска, и склад временного хранения принадлежат компании «Третий парк» (по данным «Контур.Фокуса», 68,3% – у Евгении Дьяковской, 15,8% – у Владимира Дьяковского). В «Третьем парке» отказались от комментариев, заявив, что таможенными процедурами занимается Балтийская таможня.
Начальник Балтийской таможни Сергей Сенько подтвердил «Ведомостям», что все яхты, прибывающие в Петербург через границу, должны проходить оформление через пункт пропуска в форте Константин. По его словам, увеличения сроков таможенного оформления маломерных судов по сравнению с предыдущими годами не установлено. С начала года через пункт пропуска было оформлено 69 маломерных судов на ввоз, и 25 – на вывоз. Менее 15% были ввезены физическими лицами для личного использования, сообщил Сенько.
Из трех работавших раньше пунктов пропуска сейчас закрыты два: не работают пункты в Выборге и на Сайменском канале, говорит президент Санкт-Петербургского парусного союза – Федерации парусного спорта Санкт-Петербурга Сергей Алексеев. «Прежде яхтсмен, который шел в Петербург из Финляндии или Эстонии, мог оформить пересечение границы в Выборге, а затем спокойно идти в Петербург, останавливаясь в промежуточных яхтенных портах – Приморске, бухте Дубковая, Йоханнесе, Лаволе. Теперь он должен идти из пункта пропуска в Финляндии напрямую в Кронштадт, это порядка 90 миль, хотя в яхтенном мире принято, что дневной переход не должен превышать 30 миль. И в Петербурге сейчас негде встать – ситуация с яхт-клубами катастрофичная», – отмечает Алексеев.
В российской части Балтийского моря планируется создание 11 яхтенных марин, семь из которых должны появиться в Ленинградской области. Здесь же должны открыть дополнительные пункты пропуска. Об этом 4 июня на Петербургском экономическом форуме договорились губернаторы Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей и представитель компания «РЖД-инвест». Они подписали соглашение о совместной реализации проекта, инвестиции и сроки не раскрываются. По словам председателя комитета по развитию туризма Петербурга Сергея Корнеева, все средства вложит «РЖД-инвест», сейчас идет работа над дорожной картой расположения сети марин.
«К сожалению, пока инфраструктуры недостаточно даже при нынешнем небольшом потоке яхт, который приходит в Петербург. Многие российские яхтсмены покупали лодки за границей и вынуждены там их оставлять, в том числе для зимнего хранения. Нам требуется увеличение инфраструктуры в 2–3 раза», – говорит Корнеев.
По оценке Алексеева, средняя стоимость строительства яхтенной марины составляет 2–3 млрд руб. В Петербурге, по данным Федерации парусного спорта, зарегистрировано 50 000 маломерных судов. До пандемии в Петербург ежегодно приходило 60–70 яхт под иностранными флагами.