Суд перенес разбирательство по делу об отрицании Холокоста

Чаще за реабилитацию нацизма назначают штрафы, но если дело получает резонанс, правосудие непредсказуемо, говорят юристы
Профессору Матвееву за его высказывания может грозить реальное лишение свободы /Научно-просветительный центр «Холокост»

Санкт-Петербургский городской суд перенес дату предварительного слушания по делу бывшего профессора Северо-Западного института управления РАНХиГС и Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ)  Владимира Матвеева. Его обвиняют в реабилитации нацизма (ст. 354.1 ч.1 УК РФ ) из-за отрицания Холокоста. Заседание суда должно было состояться в понедельник, 14 февраля, но его перенесли на 2 марта, указано на сайте суда.

26 января 2021 г. в преддверии Дня снятия блокады Ленинграда Матвеев на вебинаре для завучей и директоров школ Ленинградской области под названием «Подготовка уроков памяти жертв Холокоста и воинов Красной Армии, освободителей Аушвица» заявил о том, что во время холокоста было уничтожено не 6 млн человек, а меньше. Также он говорил, что у немцев не было нужных для сжигания людей печей, а газовые камеры использовались для дезинфекции. При этом он не отрицал факт геноцида евреев. «Вывод: Холокоста в том объеме просто не было», — говорил Матвеев.

Наказание по статье предусматривает штраф до трех миллионов рублей, обязательные или исправительные работы, принудительные работы на срок до трех лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности. «Последняя правоприменительная практика показывает, что государство достаточно жестко относится к данной категории преступлений», — говорит партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.  По его мнению, Матвееву за его высказывания может грозить лишение свободы (до трех лет, а в случае отягчающего обстоятельства в виде распространения информации с использованием  СМИ — до пяти).

Адвокат Владимир Воронин говорит, что, как правило, наказания за реабилитацию нацизма ограничиваются штрафами. «Уголовные дела по этой статье рассматриваются с участием присяжных заседателей – это дат надежду защите на позитивный результат», — добавляет он. Воронин напомнил, что в 2021 г. статья о реабилитации нацизма была серьезно изменена, туда включили признаки правонарушения, совершенные «группой лиц по предварительному сговору» и «с использованием сети интернет». И в последнее время в России увеличивается количество подобных дел, отметил он.

Большинство приговоров гражданам, привлеченным по ч. 3 ст. 354.1 УК РФ, назначается в виде исправительных или обязательных работ, тоже говорит партнер АБ «Забейда и партнеры» Дарья Константинова. Но если конкретное дело получает общественный резонанс, то в таких случаях правосудие непредсказуемо, подчеркивает она.  

Воронин приводит в пример дело Романа Юшкова, которого привлекали за статью «Евреи! Верните немцам деньги за мошенничество с Holocaust six millions jews!», где он также как и Матвеев не соглашался с количеством убитых во время Холокоста евреев. Защита стояла на позиции, что «Юшков лишь анализировал исторические документы и статистику», «несколько эмоционально, но при этом абсолютно корректно, без использования нецензурной лексики и оскорблений, не перевирая данные таблицы, а лишь давая им оценку». Коллегия присяжных согласилась с тем, что Юшков опубликовал тексты, содержащие признаки унижения евреев, однако, проголосовали за то, что Юшков не виновен в совершении этих действий. В итоге по данному эпизоду Юшков был оправдан судом, рассказал Воронин.

Горбунов считает, что вуз мог не увольнять преподавателя за его слова, пока вина профессора не доказана вступившим в силу приговором. С другой стороны, учреждение может уволить преподавателя в соответствии с трудовым кодексом РФ по результатам служебной проверки. Воронин говорит, что на первый взгляд увольнение за подобные высказывания выглядит незаконным, однако, необходимо изучить трудовой договор и локальные акты работодателя. Он отметил, что Матвеев может в суде доказать факт нарушения своих трудовых прав.

По информации объединенной пресс-службы судов, Матвеев подал иск к ФГОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» из-за его увольнения на следующий день после скандального высказывания. Матвеев требовал взыскать с учреждения зарплату за время вынужденного прогула за период с 28 января по 7 сентября 2021 г. в размере 766 573 руб. Суд Матвееву отказал.

Кандидат исторических наук, журналист Левь Лурье считает, что подобные «абсурдные выражения» должны пресекаться, но достаточно наказания в виде штрафа, а не лишения свободы. «Наша проблема заключается не в самих законах, а в их правоприменении. Всякие жесткие нормы чрезвычайно опасны для нашей реальности», — уверен он. Лурье считает, что дело Матвеева открывает дорогу для других случаев преследования, когда будут наказывать за резкие высказывания: «Если кто-то скажет, что Александр Невский был монгольским корпорантом или Петр Великий был садистом, что правда», — поясняет он.

Политолог Всеволод Радченко отмечает, что если будет доказано, что Матвеев действительно охарактеризовал геноцид как положительное явление, не стоит ждать его оправдания. Другой вопрос — несогласие с количеством жертв холокоста.  «Преследование людей за попытку разобраться, провести ревизию исторических событий, критику и сомнение в официальной единственно верной версии произошедшего — по факту не что иное, как борьба с мыслепреступлением, попирающая основные права человека на свободу мысли и слова, закрепленные в статье 29 Конституции РФ», — сказал Радченко.