Петербургский кинотеатр покажет «санкционку»

Из-за падения выручки на 65-70% кинотеатры готовы идти на нарушения авторских прав и зарабатывать сдачей залов в аренду
«Великан парк» в Петербурге объявил на своем официальном сайте о показе фильма «Топ Ган: Мэверик» вопреки действующим ограничениям прокатчика Paramount Pictures /Freepik

Выручка кинотеатров Петербурга в марте-июне этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого в среднем упала на 65%. По сравнению с доковидным 2019 г. падение произошло на 90%, сообщил «Ведомостям» представитель Ассоциации владельцев кинотеатров в Петербурге Виктор Рудман.

Главной причиной падения выручки он назвал введенные против России европейские санкции. После начала специальной военной операции ВС РФ на Украине крупнейшие международные компании отозвали из России лицензии на релиз и прокат своих фильмов: с 24 февраля — Disney, с 1 марта — Sony и Warner Bros. Entertainment, с 20 апреля – Paramount.

Директор сети «Киноград» Алия Корнилова сообщила, что сейчас в выходные в кино приходит максимум 200 человек. Когда показывали американские релизы, посещаемость была 500-600 человек в обычный день, подчеркнула она. Как следствие, в сети отметили падение выручки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года примерно на 70%. «Острая нехватка финансовых средств, на зарплату у нас хватает еле-еле, так как сотрудники получают полный оклад», — прокомментировала Корнилова.

На фоне падения выручки кинотеатры начали искать способы заработать, несмотря на санкции. Так, киноцентр «Великан парк» в Петербурге объявил на своем официальном сайте о показе фильма «Топ Ган: Мэверик» вопреки действующим ограничениям прокатчика Paramount Pictures. В российский прокат фильм должен был выйти 26 мая. Но 13 мая российский дистрибьютор проекта «Централ Партнершип» убрал фильм из графика релизов. Фильм собрал в мире более $1 млрд. По словам Корниловой, такие кинофильмы собирают полные залы, но последствия решения неизвестны.

Опрошенные собеседники «Ведомостей» считают, что такой формат показов остается единственным выходом для сохранения киноиндустрии в России. Рудман отметил, что в стране закрылось уже более 20% кинозалов. «В создавшихся обстоятельствах говорить о законности действий показчиков, заключивших законные соглашения с некими киноклубами, использующими контент из недружественных стран на бездоговорной основе, по меньшей мере неуместно. Не секрет, что некоторые кинотеатры в нашей стране в различных регионах уже используют подобную практику, так как в текущей ситуации готовы на любой брошенный им спасательный круг ради выживания», — прокомментировал он.

Юрист юридической фирмы «Красников и партнеры» Сергей Руденко напоминает, что такой ход – это грубейшее нарушение норм охраны авторского права. Правообладатели могут обратиться в международный суд, и отечественные кинотеатры получат штрафы. Но Россия отказалась выполнять решения зарубежных судов. «Руководство страны допускает параллельный прокат, они прекрасно понимают, что никакой ответственности для кинотеатров не наступит», — рассказал эксперт.

Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой в эфире радиостанции «Комсомольская правда» 4 июля заявил, что для спасения российских кинотеатров необходимо рассмотреть возможность параллельного импорта зарубежных фильмов или принудительное лицензирование контента.

Другими вариантами сохранения бизнеса и получения прибыли для кинотеатров является сдача своих помещений в аренду или помощь от федеральных или региональных властей. Корнилова говорит, что никакой существенной поддержки от государства кинозалы пока не увидели. В то же время власти готовы помогать кинопроизводителям: в 2022 г. на поддержку кинематографистов в городском бюджете выделено 150 млн руб. — это почти втрое больше, чем в 2021 г. «Активно поддерживая инвестициями отечественное кинопроизводство, государство отказывает в поддержке кинотеатрам, по-видимому, полагая, что вот сейчас фильмы снимут и все наладится. Но фильмы снимут через два года, а зарплаты, аренду и коммунальные расходы надо оплачивать сейчас! Если так и дальше пойдет, негде будет через два года демонстрировать отечественные блокбастеры», — отмечает Рудман.

Пока кинозалы собственными усилиями снижают расходы и получают дополнительные доходы: договариваются об уменьшении арендной платы с владельцами ТРК, сокращают рекламу, сдают в аренду залы. Корнилова говорит, что зал сдают за 8000 руб. в час. Но такой формат одноразовый и не приносит серьезных доходов. «У нас был опыт, мы сдаем, других вариантов нет, но хотя бы какие-то деньги зарабатываем, но это не те деньги», — прокомментировала она.

Рудман рассказал, что в Петербурге 24 мая Ассоциация владельцев кинотеатров совместно с комитетом по культуре и комитетом образования Санкт Петербурга провели акцию для учащихся школ «Великая история Санкт-Петербурга на большом экране». По его словам, более 70 000 учащихся посмотрели фильм «Союз спасения», было проведено по три сеанса в каждом зале. Город выделил на мероприятие 20 млн руб. «Если говорить о цифрах, то для выживания такие акции нужно проводить хотя бы 1 раз в месяц. Об этом в настоящее время Ассоциация ведет переговоры с комитетом по культуре», — заявил он.

В России некоторые регионы принимают на местном уровне дополнительные меры поддержки. Например, в Приморском крае кинотеатрам возместят расходы на коммунальные услуги, оказанные в 2022 году, сообщает ИА UssurMedia. Мэрия Москвы компенсирует кинотеатрам затраты на покупку отечественных кинолент и рекламы, написал мэр столицы Сергей Собянин на своем сайте.

После ухода американских студий на экранах еще остались российские и восточные релизы, но собеседники «Ведомостей» говорят, что такие фильмы не способны ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе заместить западное кино. По словам Рудмана, фильмы дружественных стран из Индии, Китая, Турции, Южной Кореи не замещают даже 10% от ранее получаемых доходов. Корнилова рассказала, что громкие премьеры в восточных странах не набирают такую же популярность в России. В качестве примера она привела блокбастер, который на родине собирал залы, а в России практически не вызвал интереса. Российское кино также не пользуется большой популярностью. «Люди не привыкли ходить на отечественные фильмы, хотя неплохие релизы есть. Некоторые действительно достойные, но рекламы немного, о них почти никто не знает», — добавила она.