Музыканты раскритиковали законопроект об уличных выступлениях
По их мнению, после принятия документа настоящих музыкантов и джазменов на улицах Петербурга станет меньшеПетербургские музыканты раскритиковали проект закона, регулирующий деятельность уличных артистов, который 21 июля был одобрен членами городского правительства на рабочем совещании Александра Беглова.
Законопроект об организации и проведении уличных выступлений в Петербурге и внесении изменений в КоАП города был предложен Смольным и отправлен на антикоррупционную экспертизу в конце мая.
Согласно документу, в случае его принятия, выступления нужно будет согласовывать с районными администрациями и комитетом по культуре. Их можно будет проводить только в установленных местах, перечень которых должен определяться городскими властями с учетом жилой застройки. В документе отмечается, что места для концертов необходимо разделить на две зоны, в одной можно использовать звукоусиливающую аппаратуру мощностью 1 кВт и ударные инструменты, в другой – запрещено. Предполагается, что новые правила помогут защитить горожан от шума.
Также уточняется, что артисты во время уличных концертов не должны нарушать «нормы общественной морали», использовать ненормативную лексику, призывать к экстремизму, пропаганде войны и наркотиков, а также расовой и национальной нетерпимости.
Штраф за нарушение правил или отсутствие согласования по законопроекту составляет от 1500 до 5000 руб. для гражданина, а для ИП может доходить до 40 000 руб.
Депутат петербургского заксобрания Алексей Цивилев отмечает, что необходимость контролировать громкость уличных выступлений объективно существует. «Но если специальный штат сотрудников будет «ловить» уличных музыкантов, это может вызвать у горожан иронию», — отметил он.
В городе уже действует норма «о тишине» – 8 статья закона Петербурга «Об административных правонарушениях». Ранее протоколы по ней составляли сотрудники комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, а в марте текущего года эти полномочия перешли к полиции. По мнению Цивилева, существующую норму можно адаптировать к проблеме музыкального шума, но в городе недостаточно эффективно контролируется соблюдение «уличных» законов, и надо начать с того, чтобы они работали, уточнил парламентарий.
«Мы в прошлом созыве делали объемное заседание комитета по законодательству, обсуждали уличных музыкантов, но уже тогда стало понятно, что любое регулирование такого явления – это мертворожденный закон», — считает Цивилев.
Новый документ вызвал критические замечания и у депутата петербургского заксобрания Бориса Вишневского. Как рассказал изданию парламентарий, логичнее было определить не места, в которых можно играть, а те, в которых это делать нельзя. Он также обратил внимание на то, что под удар такого закона может попасть не только музыкант, зарабатывающий выступлениями, но и условный горожанин, решивший поиграть на гитаре в собственном дворе летним днем.
Ряд опрошенных «Ведомостями» музыкантов и парламентариев обращает внимание на то, что согласование всех выступлений, особенно в пик туристического сезона, на который приходится основной заработок уличных музыкантов, создаст высокую нагрузку на имеющийся аппарат. Как отмечает лидер группы Billy’s Band Билли Новик, исходя из документа, также непонятно, какие ресурсы потребуются для непосредственного задержания нарушителей и составления первичных протоколов. «В случае принятия документа настоящих музыкантов и джазменов на улицах станет значительно меньше, если не появится возможность «решить вопрос» на месте», — добавил Новик.
Клавишник певицы Жени Любич, пианист Денис Кириллов отмечает, что регулирование уличных концертов в целом необходимо, так как это не только вопрос шума, но и культуры выступлений в городе. В качестве негативного примера он приводит артистов без квалификации, которые настойчиво просят вознаграждение у прохожих при помощи напарника.
Тем не менее Кириллов уточняет, что при создании подобного документа можно обратиться к зарубежному опыту, добавляя, что в Лондоне уличные музыканты, желающие выступать в определенных местах, должны пройти прослушивания.
В Мюнхене для выступления на главной площади Мариенплац также необходимо пройти специальный отбор и заплатить госпошлину. Такая практика действует в городе с 2007 г. В целом в Германии лицензия на выступление требуется в большинстве городов. Юрист Сергей Красников считает, что такие разрешения могли бы выдавать и в Петербурге: «Давайте продавать месячные лицензии, еще больше порядка и денег в бюджет. Закон в текущем виде направлен, скорее, на уничтожение уличной музыки».
Позаимствовать опыт регулирования можно и у столицы. В Москве с 2016 г. действует проект «Уличный артист», позволяющий бронировать места для выступлений онлайн без конкурсного отбора и оплаты. По состоянию на 2020 г. для бронирования были доступны 20 площадок.
В отношении предложенного размера штрафов мнения опрошенных представителей музыкальной сферы различаются. Кириллов назвал сумму допустимой. По его словам, нередко музыканты зарабатывают на улице больше, чем играя в барах и клубах. Новик считает, что такие штрафы существенны для артистов. По его словам, за вечер уличный музыкант в Петербурге может заработать максимально до 10 000 руб., но обычно эта сумма не превышает 3000 руб.
Управляющий партнер JFC Jazz Club Феликс Народицкий считает, что сейчас не самое подходящее время для того, чтобы устанавливать штрафы: «Для многих уличных музыкантов это фактически единственный заработок в текущих экономических условиях, и лишать их пропитания безосновательно».
Напомним, что существующий документ – уже не первая попытка регламентировать концерты уличных артистов в Петербурге. В 2020 году подобный проект предложил депутат петербургского заксобрания Денис Четырбок, однако он не прошел первое чтение. Тогда предлагалось привязать площадки для выступлений к территориям учреждений культуры.