Количество ликвидированных незаконных торговых точек в Петербурге выросло в 1,5 раза

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что незаконных НТО в городе стало больше на фоне текущей экономической ситуации
Незаконных торговых объектов в городе стало больше еще и на фоне текущей экономической ситуации /Freepik

Сотрудники комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (ККИ) за первые шесть месяцев 2022 г. освободили от нестационарных торговых объектов (НТО) 600 земельных участков, сообщили «Ведомостям» в комитете. Это на 55% больше, чем за аналогичный период 2021 г. По отношению к 2020 г. прирост составил 36%, а к 2019 г. – 11%.

В этом году было проведено 217 мероприятий по освобождению участков, которые сотрудники ККИ провели по заявкам граждан. Это на 64% больше, чем в 2021 г. и на 26% больше, чем в допандемийном году. В пресс-службе комитете отметили, что от граждан стало поступать больше обращений о незаконных НТО через информационные ресурсы. Еще 383 мероприятия прошли в рамках организованных ККИ рейдов.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что незаконных торговых объектов в городе стало больше еще и на фоне текущей экономической ситуации. При этом эффективной борьбе с нелегальными НТО мешают низкие штрафы и отсутствие механизма полной конфискации товара.

Чтобы разместить легальный торговый объект, юрлицо должно заключить договор с КИО, участок необходимо включить в схему размещения, которая утверждается комитетом по промышленной политике и инновациям.  Предприниматели могут выбрать слот вне схемы и самостоятельно инициировать процесс его включения в перечень. В то же время физические лица не имеют права размещать НТО.  Договоры ИП и юрлиц на размещение НТО заключаются по результатам аукциона (за исключением реализации печатной продукции или бытовых услуг, например, ремонта обуви).

Правила размещения НТО имеют ряд ограничений. Киоски, палатки, лотки или передвижные сооружения по региональному закону «О размещении нестационарных торговых объектов» в Петербурге не могут находиться ближе 50 м от вестибюлей станций метро (исключение — торговля цветами, периодическими печатными изданиями и билетами), а также на расстоянии 10 м от остановок транспорта и входов в подземные переходы (кроме печатной продукции). А как отметили в ККИ, чаще всего незаконные торговые точки обнаруживают именно вблизи станций метро.

В то же время штрафы для физлиц настолько незначительны, что формируется «общественный договор», подразумевающий, что можно торговать везде, уплачивая небольшие суммы, считает адвокат Балтийской коллегии адвокатов им. А. Собчака Елена Менде. По 44 ст. КоАп, за нарушение правил уличной торговли петербургским юрлицам грозит штраф от 50 000 до 200 000 руб., должностным лицам – от 5 000 до 15 000 руб. Для физлиц же штраф составляет всего от 4000 до 5000 руб.

Глава Союза малых предприятий Петербурга Владимир Меньшиков тоже отмечает, что низкие штрафы для физлиц создают риски нелегальной торговли с признаками организованной групповой деятельности. По его мнению, необходимо разделять нарушителей на предпринимателей, которые столкнулись с формальными сложностями, но имели договор с городскими властями, и тех, кто изначально не намерены заключать соглашение с КИО.

Аналогичной точки зрения придерживается глава региональной общественной организации «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина, отмечая, что физические лица зачастую могут оказаться почти безнаказанными.

Незаконная уличная торговля создает не только проблемы для властей, но и недобросовестную конкуренцию легальным предпринимателям. Как рассказал «Ведомостям» правообладатель торговой марки Geek Puzzle Денис Касиян, в Петербурге он теряет в среднем 40% оборотной выручки из-за действий нелегальных уличных продавцов. Он отмечает, что торговцы, находящиеся вне правого поля,  подделывают продукцию и выбирают места с высокой проходимостью, которые не предусмотрены для уличной торговли.

Депутат петербургского ЗакСа Алексей Цивилев считает, что более эффективной борьбе с незаконными НТО поможет только безвозвратная конфискация товара. Сейчас его изымают лишь до оплаты штрафа, а потом возвращают. Но изменение правил потребовало бы коррекции федерального законодательства. Гришина также отмечает, что было бы эффективно изымать товар и реализовывать его в благотворительных целях, но для этого необходимы дополнительные ресурсы. Например, склады, где можно держать изъятую продукцию.