Петербуржцы в этом году вдвое увеличили траты на антидепрессанты

Пиковый спрос пришелся на март и сентябрь. За год средняя цена препаратов выросла на 20%
В финансовом выражении годовой спрос на антидепрессанты вырос на 96% /Freepik

За десять месяцев 2022 г. петербуржцы купили 616 082 упаковок антидепрессантов, это на 64% больше, чем за аналогичный период 2021 г. В октябре текущего года в городских аптеках продано 61 505 пачек (+14% к октябрю 2021 г.), а в сентябре 72 937 пачек (+78% к сентябрю 2021 г.), подсчитали в DSM Group в ответ на запрос «Ведомостей».

Два первых месяца осени стали лидерами спроса после марта (тогда петербуржцы купили 112 181 упаковок антидепрессантов).  В сентябре востребованность таких препаратов подскочила на 22% по отношению к августу, когда горожане купили 59 914 упаковок.

В финансовом выражении годовой спрос на антидепрессанты вырос на 96%. Так, за десять месяцев 2022 г. петербуржцы купили препаратов на 569,082 млн  руб., а за аналогичный период прошлого года потратили всего 289,9 млн руб. В 2022 г. среднегодовая стоимость упаковки выросла на 20%, составив 924 руб. (в прошлом году – 771 руб.). При этом петербуржцы переориентировались на более дорогие сегменты лекарств.

В самом бюджетном сегменте (до 50 руб.) в текущем году продано всего 3 474 упаковки, что на 58% меньше, чем в прошлом. В основном, эту категорию представляет российский Амитриптилин. В более высоких ценовых категориях спрос, наоборот, рос. В сегменте от 50 до 150 руб. – на 26% (108 550 упаковок). В категории от 150 до 500 руб. – на 86% (156 542 упаковки). Антидепрессантов стоимостью свыше 500 руб. стали покупать на 76% потребителей больше (347 516 упаковок). 

Как отмечает генеральный директор компании DSM Group Сергей Шуляк, перечень из десяти наиболее часто покупаемых антидепрессантов, в основном, составляют препараты стоимостью около 1000 руб. и выше. Так, в финансовом выражении значительный вклад внес Ципралекс, а прирост по упаковкам был заметен у Феварина и Триттико. Однако в этом перечне присутствует и Зоолофт, средняя розничная цена которого составляет около 400 руб. Шуляк добавил, что спрос на него рос, но проблема заключалась в нехватке препарата из-за логистики.

Директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов уточняет, что производитель препарата (компания Viatris) заявлял о технических проблемах на производстве и планировал вернуться к прежним объёмам поставок. По его данным, больше всего в 2022 г. выросли продажи препаратов Паксил и Серлифт (оба в категории от 150 до 500 руб.). «За год их поставки выросли в 2,3 и 2,2 раза соответственно. Вполне вероятно, что рост продаж Серлифта как раз был связан с проблемами в отношении Золофта, поскольку они являются прямыми аналогами», – отметил он.

Генеральный директор компании «Фарма капитал» Иван Глушков не исключает, что изменение спроса связано с тем, что доля недорогих препаратов в аптеках сокращается. Кроме того, цена лекарств растет, поэтому многие средства переходят в более дорогой сегмент за счет подорожания. Больше всего (на 25% по данным DSM Group) цены выросли в сегменте до 50 руб. В категориях от 50 до 150 руб. и выше 500 руб. прирост составил около 13%. А в категории от 150 до 500 руб. за год цена не изменилась.

По структуре локализации в 2022 г. на импортные антидепрессанты приходилось 89%  всех проданных препаратов, а на отечественные – только 11%.

Беспалов отмечает, что в целом отечественные компании чаще производят препараты старого поколения, а они не являются продукцией первого набора. Шуляк также добавил, что российской фармацевтической промышленности не хватает своих субстанций для производства отечественных лекарств. По его данным, обеспеченность субстанциями в России составляет сейчас лишь 20%.

Примечательно, что спрос на снотворные и седативные препараты в годовом выражении не изменился, в отличие от рецептурных средств –  антидепрессантов. В 2022 г. петербуржцы купили столько же пачек, сколько и в 2021 г., но потратили на них на 28% больше из-за роста цены. При этом с точки зрения локализации отечественные препараты занимают 56%, а 44% приходится на импортные. Беспалов добавляет, что спрос на них мог не измениться как раз в связи с более высокой долей отечественных препаратов и меньшими опасениями по поводу их возможного исчезновения из продажи.