Промышленный туризм «прокачают» акселератором АСИ
30 предприятий города уже прошли обучение, еще 10 могут пройти в 2023 г. Но нужны и другие меры поддержки, считают экспертыВласти Петербурга рассчитывают активизировать развитие промышленного туризма в городе благодаря специальной программе акселератора Агентства стратегических инициатив (АСИ). В настоящий момент программу акселератора прошли почти 30 местных компаний (6 из них сейчас заканчивают обучение). В этом году ждут еще около 10 заявок, рассказала «Ведомостям» заместитель председателя комитета по развитию туризма Нана Гвичия на выездном заседании комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству городского заксобрания.
Как работает программа АСИ
АСИ запустило акселерационную программу по развитию промышленного туризма с 4 августа 2021 г. Санкт-Петербург сформировал междисциплинарную региональную команду и был отобран экспертным советом для участия в акселераторе 15 сентября 2021 г. Условием участия в акселераторе является проведение инспекционного выезда. Тур проводится с участием экспертов и менторов с посещением пилотных предприятий для тестирования, оценки экскурсионных услуг и формирования рекомендаций по доработке экскурсий и маршрутов.
«Обучение длится полгода. По окончании проводится встреча предприятий с туроператорами. После прохождения программы количество туристических посещений возрастает как минимум на 15–30%», – отметила Гвичия. По ее словам, заинтересованные предприятия начинают искать подходящие форматы для организации экскурсий, таким образом, осуществляется работа по включению в реестр промышленного туризма.
Сейчас в реестре предприятий, принимающих гостей, числятся 44 организации из Петербурга. Но по оценкам Ассоциации промышленного туризма Северо-Запад, на практике всего около 35 организаций работают с туристами. В допандемийном 2019 г. их было более 70. При этом в городе насчитывается около 750 средних и крупных предприятий, которые потенциально могли бы принимать гостей. Соответственно, доля вовлеченных в промтуризм составляет лишь 5%.
Одним из предприятий, которое прошло обучение в рамках акселератора, является часовой завод «Ракета». Как рассказала изданию заместитель по связям с общественностью Екатерина Крещик, летом прошлого года на заводе было открыто арт-пространство, а в штате появился гид-переводчик. В лучший месяц (август 2022 г.) количество экскурсий достигло 500. В целом в прошлом году по сравнению с 2021 г. поток туристов вырос в 3 раза. Крещик уточнила, что инструмент используется, в первую очередь для повышения лояльности покупателей.
На «Императорском фарфоровом заводе», который также прошел программу акселератора, отмечают, что промтуризм положительно влияет на продажи изделий. 30% производимой продукции приходится на эксклюзивные товары, в том числе с монограммами, которые не попадают в магазины. О возможности их приобрести зачастую покупатели узнают во время экскурсий.
«Если, например, рассматривать группу туристов из отелей «4-5 звезд» 1 или 2 человека из 5 делают покупку», – уточнила директор завода Татьяна Тылевич. По ее словам, отток иностранных туристов существенно не повлиял на покупку эксклюзивных изделий, основными потребителями являются гости из Москвы. Средний чек покупки – от 5000 до 8000 руб. Сами экскурсии (750 руб.) фактически только покрывают расходы и обеспечивают менее 1% выручки. В прошлом году завод посетили 6000 туристов, до пандемии их было около 10 000. Предприятие занималось промышленным туризмом еще до прохождения акселератора.
Эксперты отмечают, что организации зачастую не видят конкретных преимуществ, которые стимулируют вкладывать ресурсы в данное направление, несмотря на то, что промтуризм получил широкое распространение за рубежом. В то же время дать толчок его развитию могли бы дополнительные меры поддержки.
Директор Ассоциации промышленного туризма Северо-Запад Ирина Семенова считает, что для привлечения новых участников наряду с обучением нужно применять и финансовые возможности. «Развитие способно происходить за счет инвестиционного налогового вычета. До 90% налога на прибыль согласно действующему закону может быть использовано для модернизации основных фондов, в том числе создания музея и туристических коридоров», – отметила она. Кроме того, по ее словам, необходима «общая точка» входа, которая позволит предприятиям не самостоятельно налаживать связь с туристическими группами, а аккумулировать заявки в одном месте.
Крещик отмечает, что эффективной мерой развития промтуризма могла бы стать прямая финансовая помощь. Тем не менее, как рассказала изданию депутат городского заксобрания Ирина Иванова, пока речь не идет о предоставлении заводам субсидий на развитие промышленного туризма, а меры ограничиваются маркетингом, популяризацией и обучением.