Что показали на Международном военно-морском салоне в Кронштадте
Центральным экспонатом салона и нового музея стала отреставрированная подлодка К-3В Санкт-Петербурге с 21 июня по 25 июня проходит XI Морской военно-морской салон. Впервые мероприятие проводят в Кронштадте на территории туристко-рекреационного кластера «Остров Фортов», передает корреспондент издания «Ведомости. Санкт-Петербург».
В открытии салона приняли участие главнокомандующий ВМФ РФ Николай Евменов, глава Минпромторга Денис Мантуров, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера АНО «Остров Фортов» Ксения Шойгу и ряд других гостей, включая иностранных военнослужащих. По данным «Ведомостей», военные приехали из Китая, Вьетнама, Индонезии, Казахстана, Сербии, Нигерии, Мексики, Перу, Мозамбика, Бурунди, Республики Конго и ряда других государств.
«ОСК» – крупнейшая экспозиция
Более 250 российских и зарубежных участников разместили свои стенды в новом конгрессно-выставочном центре, официальный ввод в эксплуатацию которого был приурочен к запуску салона. Традиционно один из крупнейших стендов представило АО «ОСК» (Объединенная судостроительная корпорация). На своей экспозиции компания показала как уже реализованные, так и перспективные разработки конструкторских бюро, которые входят в корпорацию. На стенде было представлено более 35 моделей кораблей, судов, морской техники и необитаемых подводных аппаратов.
Из наиболее интересных проектов – подводные лодки класса «Амур», разработанные ЦК МТЮ «Рубин». Их относят к перспективным неатомным субмаринам четвертого поколения. СПМБМ «Малахит» представил сверхмалые подлодки «Тритон – 2» и «П-750Б». В последней предлагается установить воздухонезависимую энергетическую установку (ВНЭУ), благодаря которой экипаж сможет автономно находиться в плавании до 30 суток и преодолевать 4300 миль.
Беспилотный катер от КМЗ
Кингисеппский машиностроительный завод привез на салон безэкипажный гидрографический катер. Это совместная разработка с Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом. Небольшой катер способен выполнять задачи в условиях соленой и пресной воды, выдерживать волнение до 3-4 баллов и ветер до 6 баллов. Он предназначен для патрулирования и разведки в сложных погодных условиях, в частности, в Арктике.
Напомним, что в конце мая КМЗ получил от Фонда развития промышленности Петербурга займ в 160 млн руб. на приобретение нового оборудования. На эти средства завод будет развивать разработку собственных двигателей, подъемно-транспортного оборудования и другие проекты.
Технологии – флоту
Крыловский государственный научный центр на стенде в Кронштадте представил собственные концепты трех кораблей: эсминца, универсального десантного корабля (УДК) и авианосца. Сейчас два УДК проекта 23900 типа «Иван Рогов» строятся на верфи в Керчи. А вот авианосца в составе ВМФ РФ пока нет. Предложения построить авианосец поступают почти ежегодно, но его строительство так и не начали.
Заместитель гендиректора Крыловского государственного научного центра Ростислав Атьков рассказал «Ведомостям», что специалисты НЦ предлагают российскому флоту и другие собственные разработки, например, технологию хранения и транспортировки СПГ на основе вкладных танков из отечественных полимерных материалов. По его словам, аналогичные технологии за пределами России есть только у Франции.
Атьков уточнил, что на стенде представлены и другие разработки, например, азипод (рулевая колонка) для ледоколов на 6,5 МВт и ручка судоводителя. Руководство НЦ ожидает, что в условиях санкций заказчики теперь будут чаще обращаться за разработками в российские судостроительные компании.
«Армалит»: бесшумные электроприводы для подлодок
Небольшой стенд представило и петербургское предприятие «Армалит». Так, посетители смогли увидеть электроприводы для судовой трубопроводной арматуры. Как рассказал начальник конструкторского бюро по электроприводам Сергей Белов, полностью собственная разработка предприятия позволяет военным кораблям оставаться малошумными, а в силу небольшого размера их можно устанавливать на подводные лодки. По его словам, серийное производство этого оборудования уже начинается для конструкторских бюро «Алмаз», «Малахит», «Рубин» и ряда других.
Вторая представленная разработка – электроприводная трубопроводная арматура. Белов уточнил, что система позволяет быстро перекачивать на кораблях топливо или воду, например, для противопожарных систем. Малосерийное производство началось уже в этом году, новая разработка уже устанавливается на гражданские суда.
К-3 – центральный экспонат
Центральным экспонатом выставки стала первая советская атомная подводная лодка К-3 – «Ленинский комсомол». Подлодка вошла в постоянную экспозицию Музея военно-морской славы, который образует единый комплекс вместе с конгрессно-выставочным центром. Современный музейный комплекс был создан на базе двух реконструированных исторических зданий — артиллерийских арсеналов времен Первой Мировой войны, соединенных новым атриумом. Общая площадь музея и центра составляют 60 000 кв. м.
Два года назад подлодку К-3 доставили на Кронштадтский морской завод для ремонта и переоборудования в музейный объект. Как рассказала Ксения Шойгу, АПЛ откроют для посещения в декабре этого года.
«Отдельным центральным элементов конгрессно-выставочного комплекса является «Мона Лиза» атомного подводного флота – К-3. Это первая атомная подводная лодка. Такого в мире вы не увидите нигде, так как длиной она 107 метров и весит практически 2500 т. <…> В декабре мы всех приглашаем во внутрь К-3», — рассказала Шойгу журналистам.
Подлодку полностью восстановили внешне, и она доступна для показа как музейный экспонат. Сейчас в ней продолжаются работы по внутренней реконструкции.