Смольный к лету 2024 г. планирует завершить реформу уборки городских дорог
Преобразованным ГБУ передадут в обслуживание 59,6 млн кв. м дорог регионального значенияВласти Санкт-Петербурга летом 2024 г. планируют завершить реорганизацию системы уборки дорог регионального значения. В рамках реформы Смольный преобразует восемь дорожных предприятий в четыре государственных бюджетных учреждения (ГБУ), которым будут передана в обслуживание городская улично-дорожная сеть. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» сообщили в пресс-службе городского комитета по благоустройству.
В I полугодии 2024 г., во время переходного периода, учреждения продолжат содержать автомобильные дороги в соответствии с заключенными государственными контрактами. Но с лета 2024 г. эту работу они будут выполнять уже по государственному заданию без заключения госконтрактов.
«Создаваемые ГБУ будут наделены материально-технической базой, <…> обеспечены штатной численностью, <…> что позволит им самостоятельно выполнять работы по содержанию, включая уборку дорог, привлекая дополнительные силы по договору с малым и средним бизнесом лишь в пиковые ситуации или в случаях крайней необходимости», — сообщили в пресс-службе.
Новые ГБУ получат в свое распоряжение существующую технику ГУДП. Как уточнили в пресс-службе, речь идет примерно о 2500 единицах техники, из которой 1511 машин будут работать в зимний период. Предполагается, что будет закуплена и дополнительная техника. Так, по данным комитета, в этом году парк техники пополнят на 271 единицу, в том числе взамен изношенной. На данный момент 130 единиц уже поставлено (это грузовики, вакуумные подметально-уборочные машины и погрузчики).
Как сообщал вице-губернатор города Алексей Корабельников на встрече с журналистами, в 2024 г. город потратит на реформу уборки дорог дополнительно 9,2 млрд руб. По его словам, из бюджета выделят 3,8 млрд руб. на приобретение новой коммунальной техники, оставшаяся часть средств пойдет на повышение оплаты труда водителям и рабочим, закупку реагентов и строительство локальных очистных сооружений. В комитете добавили, что точную сумму финансирования, которая потребуется на реорганизацию уборки дорог, определят после утверждения бюджета города на период 2024-2026 гг.
В пресс-службе комитета не уточнили, насколько планируется увеличить штат сотрудников новых госучреждений, отметив только, что «их количество еще не определено». Известно, что на каждую единицу техники планируется привлечь трех сотрудников – водителей, механизаторов и работников ручной уборки.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что у властей Санкт-Петербурга уже есть опыт реорганизации предприятий в рамках реформы уборки внутриквартальных территорий, поэтому реформа не должна столкнуться с серьезными трудностями. Но именно кадровый дефицит в сфере ЖКХ может повлиять на сроки реализации проекта.
Напомним, что с 1 января по 1 июля 2023 г. Смольный уже перевел на новый способ уборки внутриквартальные территории города. В рамках реформы 18 районных жилищных агентств перевели из статуса государственных казенных учреждений в бюджетные с расширением собственного штата сотрудников. По действующим нормативам в штате жилищных агентств должны находиться 4364 дворника и не менее 1200 механизаторов-трактористов. Но, по данным Смольного, сейчас штат районных жилищных агентств укомплектован лишь на 85%. Всем районам поставлена задача до конца октября довести этот показатель до 90%.
Руководитель регионального центра НП «ЖКХ контроль» в Петербурге Алла Бредец отмечает, что дефицит кадров в сфере ЖКХ – это главная проблема всех изменений в данной отрасли, и сейчас бюджетным учреждениям предстоит конкурировать друг с другом. «Реализовать первый этап реформы было проще, так как жилищные агентства находятся в каждом районе, по сути это было переманивание сотрудников на более интересные условия труда. Сейчас управляющие компании испытывают дефицит кадров ручного труда. И если будут предложены более высокие зарплаты, чем в жилищных агентствах, люди оттуда начнут уходить в новые ГБУ», — уточнила она.
Директор кадрового бюро «Охота» Александр Перцовский считает, что для привлечения сотрудников в рамках новой реформы необходимо повышать уровень заработной платы до среднерыночных показателей, чтобы в условиях дефицита кадров переманивать работников не из других учреждений ЖКХ, а из смежных сфер.
«Если зарплата будет на уровне строительных организаций, то часть людей перейдет оттуда в новые ГБУ», – добавляет Бредец и приводит в качестве примера профессию тракториста, который может получать на стройке 120 000–130 000 руб.
Для привлечения кадров необходимо не только повышать зарплату до рыночного уровня, но и давать сотрудникам социальные гарантии, страхования и льготных кредитов, уверен Перцовский. «Такие компании с большим шансом закроют дефицит кадров», — считает эксперт.