Депутаты Петербурга ужесточат контроль за нелегальным использованием причалов

Сейчас штрафы за нарушения практически не взимаются из-за пробела в законодательстве
Инициатива, по мнению депутатов, должна устранить пробелы в законодательстве /neva.travel

Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга намерены ужесточить контроль за использованием причалов для швартовки судов на реках и каналах города. Проект изменений в закон «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» парламентарии приняли в I чтении 18 октября. Речь идет об использовании причалов без оплаты, а также стоянке в запрещенных местах. Законопроект внес на рассмотрение губернатор Петербурга Александр Беглов. Инициатива, по мнению депутатов, должна устранить пробелы в законодательстве. Штрафы за неоплату швартовки и остановку судна в запрещенных местах уже предусмотрены действующим законом, но фактически не взимаются из-за несовершенства механизма.

Согласно пояснительной записке в действующем законе штрафы затрагивают только перевозчиков, работающих на водных маршрутах без договора или в рамках конкурсного отбора, если были выявлены нарушения. Но в настоящее время конкурсные отборы не проводятся, а городские причалы могут использоваться не только на основании договоров. Поэтому фактически не все нарушители привлекаются к ответственности.

«Для организации нормальной работы перевозчиков водным транспортом на 19 городских причалах предлагается актуализировать закон, установив ответственность за использование городского причала без оплаты, а также ответственность за стоянки судна в запрещенных местах», – отметил представитель губернатора в заксобрании Константин Сухенко. Для этого изменения вносятся в два пункта статьи 43 закона «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», которые не менялись с 2011 и 2015 гг.

При этом размер самих штрафов останется прежним. За неоплату причала штрафы для физлиц составляют до 5000 руб., для юрлиц – до 100 000 руб. За швартовку в запрещенных местах физлица должны также заплатить до 5000 руб., а юрлица – до 50 000 руб. Как пояснил Сухенко, в городе увеличивается количество таких нарушений в связи с растущей востребованностью городских причалов. С 2019 г. число швартовок увеличилось в 1,5 раза до 37 817. Во время навигации этого года было выявлено 37 нарушений. Он отметил, что количество нарушений существенно выросло за четыре года, но не уточнил насколько.

Как рассказал заместитель председателя комитета по транспорту Алексей Львов, выявлять нарушения власти планируют с помощью фотофиксации. В настоящее время камерами оборудованы все городские причалы. Контроль также ведут патрульная служба и сотрудники транспортной безопасности. Во время текущей навигации патрульная служба включает один катер, в будущем власти планируют увеличить количество до двух.

Опрошенные изданием «Ведомости Северо-Запад» эксперты считают, что механизм контроля за нарушителями нуждается в изменениях, но текущих ресурсов может не хватить, чтобы кардинально изменить ситуацию. По мнению эксперта в сфере транспортной инфраструктуры Михаила Бурцева, камеры фотофиксации важны, но ресурсы патрульной службы также нужно увеличивать. «Номерной знак на судне может быть блекло написан и не приведен в соответствие требованиям. Тогда нарушение будет сложно зафиксировать», – пояснил он. По его мнению, для рек и каналов города нужно два патрульных катера и столько же для Невы.

Президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга Владимир Родионов также считает, что городским властям может не хватить ресурсов для выявления нарушителей. Система станет действующей, если она будет работать по аналогии с платными парковками, когда к контролю привлекаются сотрудники, добавил он.

Представители судоходных компаний отмечают, что инициатива при должном контроле поможет обелить рынок, но лишь частично. «Мне действительно неизвестны случаи наложения штрафов на судовладельцев, не оплативших подход к городскому причалу и не имеющих договора. При этом крупных судовладельцев с договорами на подходы штрафуют на нарушение правил швартовки. Однако здесь нужно будет смотреть на механизм выявления нарушителя и процесса наложения штрафа», – говорит директор по развитию бизнеса СК «Бухта Петрокрепость» Ольга Санг.

Заместитель генерального директора по коммерческой деятельности и управлению проектами малого флота АО «ВодоходЪ. Пассажирский Порт» Любовь Ефимова отметила, что судоходные компании действительно страдают от нарушителей, так как те занимают их время и место на причалах, тем самым наносят им репутационный и финансовый ущерб. «Но городских причалов в Петербурге 19, а частных более 100, правила швартовки к ним, а также стоимость устанавливают компании, оперирующие причалами», – добавила она. Поэтому инициатива полностью не изменит рынок водных перевозок.

Схожую точку зрения выразил операционный директор ГК «Нева Тревел» Роман Барановский. «Данная инициатива носит узкий характер по отношению к рынку водных перевозок. Крупные судоходные компании имеют на руках договоры аренды с СПб ГБУ «Мостотрест» и действуют в рамках правового поля. Это основная часть рынка экскурсионно-прогулочного флота», – отметил он.

Более позитивных оценок придерживаются в компании Astra Marine. «С принятием данного законопроекта, скорее всего, часть неофициальных перевозчиков все же легализует свой бизнес. В любом случае будет наведен определенный порядок», – резюмировали в компании.