В Петербурге на фоне обсуждения запрета абортов выросли продажи оральных контрацептивов
При общем падении спроса на лекарства траты горожан на препараты с половыми гормонами увеличились почти на четвертьЗа десять месяцев 2023 г. в аптеках Санкт-Петербурга было продано 2,19 млн упаковок лекарств, содержащих половые гормоны (большая часть из них – оральные контрацептивы). Это на 12,8% больше, чем за аналогичный период 2022 г., сообщили аналитики DSM Group в ответ на запрос издания «Ведомости Северо-Запад». В денежном выражении рост оказался еще больше. В январе-октябре петербуржцы потратили на эти препараты почти 3 млрд руб., что на 22% больше, чем за тот же период прошлого года.
Примечательно, что категория гормональных средств для системного использования, не включающих половые гормоны, за тот же период роста не показала. За десять месяцев текущего года в аптеках Петербурга было реализовано 1,35 млн упаковок таких препаратов, это на 4,9% меньше, чем за аналогичный период 2022 г. Суммарно петербуржцы потратили на эти лекарства 293,27 млн руб. (на 1,4% меньше, чем за январь-октябрь прошлого года).
В целом за десять месяцев это года продажи всех лекарств, реализованных в аптеках Петербурга (включая все категории препаратов), составили 154 млн упаковок, что на 5% меньше, чем за тот же период 2022 г. В общей сложности граждане потратили на них 60,5 млрд руб. (минус 1% к аналогичному периоду прошлого года).
Таким образом, в январе-октябре 2023 г. в целом потребление лекарств снизилось – падение наблюдалось по большинству категорий. Например, продажи препаратов для сердечно-сосудистой системы упали на 11% – до 20,4 млн упаковок, а для пищеварительного тракта – на 9%, до 26 млн упаковок. Частично это связано с эффектом высокой базы прошлого года, когда граждане закупали препараты впрок, опасаясь перебоев в поставках.
Несмотря на эффект высокой базы прошлого года, продажи препаратов с половыми гормонами в этом году показали рост. Основную долю продаж в этой категории (в денежном выражении) составили оральные контрацептивы, выпускаемые компанией Bayer: «Джес» (17,1%), «Ярина» (7,8%) и «Клайра» (7,6%). Также существенную долю в объемах продаж показал «Фемостон» (10,2%) – он применяется как заместительная гормональная терапия в период после менопаузы.
Опрошенные изданием эксперты отмечают, что спрос на гормональные контрацептивы во многом связан с психологическим фактором. «В нестабильных условиях ряд граждан откладывают решение о расширении семьи, переключаясь на системную контрацепцию. Можно отметить, что эта тенденция началась еще в прошлом году», – говорит директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов. Акушер-гинеколог семейной клиники «Роддом на Фурштатской» Наталья Боженко отмечает, что увеличение спроса на эти лекарства частично может быть связано с информационной повесткой, в том числе с ожиданиями возможных ограничений, касающихся прерывания беременности в частных клиниках.
Напомним, в ноябре Патриарх Кирилл произнес речь, в которой призвал принять федеральный закон о запрете склонения к аборту. Он обратил внимание, что на законодательном уровне уже появляются отдельные инициативы, направленные на сокращение количества абортов. В августе стало известно, что треть частных медклиник в Татарстане отказались от лицензий на проведение абортов. В ноябре в Курской области четыре из пяти частных медицинских клиник отказались от искусственного прерывания беременности. До этого Мордовия стала первым регионом России, в котором был принят закон о запрете склонения к прерыванию беременности и пропаганды абортов. Аналогичные законы были приняты в Тамбовской и Тверской областях.
Однако у тенденции есть и медицинские причины. Как пояснила Боженко, ряд препаратов из этой категории используются не только для контрацепции, но и для лечения, а также при проведении экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). «Клиники не всегда предоставляют эти препараты, поэтому граждане покупают их самостоятельно, в аптеках», – добавила она.
Схожей точки зрения придерживается коммерческий директор Ассоциации новых независимых аптек Виктория Лесникова, отмечая, что, например, «Джес» используется для облегчения симптомов тяжелой формы предменструального синдрома. Эксперты полагают, что увеличению спроса на такие препараты способствует рост обращений к врачам в связи с гинекологическими заболеваниями.
С другой стороны, на увеличении спроса сказались и негативные ожидания покупателей, связанные с повышением цен на данные препараты. Поскольку большинство препаратов в этой категории являются импортными, они более подвержены волатильности курса валют. Средняя за десять месяцев этого года стоимость упаковки препаратов из категории «половые гормоны» составила 1350 руб. Это на 8% больше средней цены упаковки за тот же период 2022 г. Для сравнения: средняя стоимость пачки лекарств в целом (вне конкретной категории) выросла меньше чем на 5% – до 393 руб.
«Исторически так сложилось, что отечественные компании уделяли меньше внимания категории половых гормональных препаратов. В основном конкуренция наблюдается среди зарубежных препаратов, в том числе и в части дженериков», – отметил Беспалов. Боженко добавляет, что импортные препараты из этой категории пользуются доверием у врачей и потребителей, а аналогов препаратов, которые выпускает Bayer, сейчас практически нет.
Генеральный директор Infoline Иван Федяков отмечает, что отечественные компании обладают научной базой для разработки таких препаратов, но они требуют инвестиций. Учитывая, что эти лекарства представляют относительно узкий сегмент рынка, многие производители не готовы вкладывать средства в это направление, добавил он.