Марика Коротаева: «Реконструкция фортов в Кронштадте завершена на 70%»

Соорганизатор проекта «Остров фортов» – о планах развития городского кластера и всего Кронштадта
Марика Коротаева рассказала, что уже удалось реализовать в рамках городского кластера «Остров фортов» /Из личного архива

В 2019 г. был представлен проект создания в Кронштадте нового городского кластера «Остров фортов» на территории 150 га (включая акваторию), в который должны войти общественные пространства, новая социальная, образовательная, туристская, транспортная и инженерная инфраструктура. Один из этапов – реставрация и приспособление под современное использование кронштадтских фортов.

Часть инфраструктуры проекта уже создана и активно используется местными жителями и туристами. По итогам 2023 г. количество посещений кластера может приблизиться к 3,2 млн. Только открытый в этом году Музей военно-морской славы за два месяца посетили 165 000 человек. Пассажиропоток на регулярном водном маршруте между центром Петербурга и Кронштадтом, который был возрожден в 2021 г., за два года вырос в несколько раз.

В интервью изданию «Ведомости Северо-Запад» соорганизатор проекта Марика Коротаева рассказала, как сегодня развивается проект и какие проблемы приходится решать при возросшем турпотоке.

– В декабре в Музее военно-морской славы «Острова фортов» планируется открыть главный экспонат – подводную лодку «К-3». Как проходит ее реконструкция?

– Изначально строительство музея велось с учетом размещения там первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол». Ее называют «Моной Лизой» атомного флота. Операция по перемещению подлодки из Снежногорска в Кронштадт, а затем по улицам города в музей не имеет аналогов в мире. Лодка проделала путь более чем в 2000 км и встала здесь на вечную стоянку. Участниками этой мегаоперации стали более 20 профессиональных организаций и волонтерских движений.

Уже в музее были завершены работы по восстановлению внешнего облика лодки. Сейчас ведутся работы внутри, фактически безостановочно. Есть ряд нетривиальных задач, после проведения комиссионного обследования отсеков «К-3» было установлено, что порядка 70% оборудования утрачено или пострадало от времени.

Сейчас по всей стране специалисты собирают оборудование и приборы. Планируется, что порядка 95% из запланированных к восстановлению элементов оборудования будут заменены на подлинные артефакты с лодок этого же или близких проектов. Мы планируем открыть лодку для посещения уже в конце 2023 г.

– Параллельно идет активная реставрация фортов. Расскажите, на каком этапе находятся работы?

– Первые два года, 2019-2020 гг., были посвящены изыскательским работам и анализу международного опыта приспособления фортов в акваториях с аналогичными климатическими условиями. Впервые прошла масштабная подводная археология. Специалисты изучали основания трех фортов — «Кроншлота», «Императора Александра I» и «Петра I» — хорошо, что не было обнаружено серьезных повреждений, которые могли бы помешать надводным реставрационным работам.

Для кронштадтских фортов была сформирована комплексная концепция приспособления, нацеленная на многофункциональность. С одной стороны, сохранение исторической идентичности и духа морской фортификации, с другой – создание современной туристической инфраструктуры. Основная задача – сделать форты частью настоящего и будущего Кронштадта с уважением к их прошлому. Для этого памятники должны нести не только музейно-образовательную функцию, но и стать популярной, современной туристической локацией со своими традициями и ежегодным календарем мероприятий.

Идею реставрации поддержали на федеральном уровне, из бюджета на реставрационные работы выделено более 12 млрд руб. К концу 2025 г. они будут завершены. Сейчас фиксируется выполнение работ на 70%. Начато проектирование технологического присоединения фортов к инженерным сетям. Именно это даст полноценную возможность эксплуатировать их в круглогодичном режиме и позволит вовлечь объекты в хозяйственный оборот.

Так, самый первый форт — «Кроншлот» — планируется сделать новым центром морского церемониала. Мы очень надеемся, что там будет располагаться зал бракосочетаний. Потому что Петербург – это по любви. А еще там появится музейный комплекс истории фортов Кронштадта, ресторан и кинотеатр.

На «Петре I» откроется музей минно-взрывного дела, будут работать ресторан и кафе, смотровая площадка – новая видовая локация с обзором на акваторию, а также многофункциональная площадка для проведения культурно-массовых мероприятий.

На «Императоре Александре I» будет создан музей борьбы с инфекционными заболеваниями, также появится ресторан и гостиничные номера. А специально проектируемый стеклянный купол позволит задействовать внутренний двор форта в качестве круглогодичного пространства для различных мероприятий, включая иммерсивные спектакли.

В перспективе рассматривается возможность возведения канатной дороги, которая свяжет музей и форт «Император Александр I». Расстояние всего 1,2 км, уже ведется диалог с компаниями, которые смогут реализовать этот проект с учетом погодных особенностей Кронштадта. Также уже найдены первые инвесторы, которые готовы развивать коммерческую составляющую фортов, но анонсировать их пока рано.

– В этом году на территории кластера открылся Музей военно-морской славы, впервые прошел Международный военно-морской салон. Растет посещаемость парков и общественных пространств, на водные маршруты были запущены новые катамараны. Как это повлияло на турпоток?

– Да, за четыре года в Кронштадте была проделана огромная работа. Один из самых обделенных вниманием районов Петербурга сегодня по популярности не уступает Петергофу или Царскому Селу. В прошлом году у нас в кластере побывали 2,8 млн человек. С января по сентябрь этого года количество посещений достигло уже 2,9 млн человек, а по итогам года мы рассчитываем на показатель в 3,2-3,3 млн.

Когда в августе открылся новый Музей военно-морской славы, в первый официальный день работы в нем побывали более 12 000 посетителей. Уже по итогам первого месяца этот показатель был 80 000 человек.

Это место привлекает как детей, так и взрослых. Мы рассчитываем, что количество туристов продолжит расти. Этому будет способствовать открытие внутренней экспозиции первой советской атомной подводной лодки, а также проведение различных мероприятий. Вместе с этим проведение военно-морского салона показало, что Кронштадт может быть привлекателен и в части бизнес-туризма.

– Готова ли инфраструктура города к такому наплыву туристов?

– Кронштадт – «город – крепость», город – остров, окруженный фортами, вся суть которых была направлена только на одно – защиту Санкт-Петербурга с моря. Город изначально не был рассчитан на возрастающий поток туристов. Это одна из ключевых проблем, с которой сталкивался любой инвестор, который планировал развивать в городе туризм. Мы решаем эту проблему двумя путями — через расширение возможностей сухопутных маршрутов и через развитие морского пассажирского сообщения.

На въезде в город сейчас решается вопрос ликвидации «бутылочного горлышка». Мы нашли поддержку у федерального центра. По поручению вице-премьера Марата Хуснуллина стартовала работа по реконструкции развязки Кронштадтского шоссе и комплекса защитных сооружений с финансированием из федерального бюджета в размере 3 млрд руб. По данным Смольного, это позволит увеличить пропускную способность в Кронштадт до 35 000 автомобилей. Объект планируется к вводу в эксплуатацию в первом квартале 2025 г.

– Как дальше будет развиваться морское пассажирское сообщение?

– Мы восстановили водный маршрут из Петербурга в Кронштадт, и он пользуется большой популярностью, как самостоятельное путешествие. Три года назад пассажиропоток начинался с 23 000 человек за навигацию, в этом году уже достиг 92 000 — это больше прогнозируемого показателя (мы рассчитывали на 75 000 пассажиров). И это при том, что сезон еще не окончен.

Чтобы обеспечить судами растущий пассажиропоток, на верфях Средне-Невского судостроительного завода (входит в ОСК) «Нева Тревел» разметила заказы до конца 2025 г. на 10 судов: шесть катамаранов типа «Котлин» и еще четыре типа «Соммерс». «Котлины» свяжут Петербург и Кронштадт, «Соммерсы» будут обеспечивать сообщение между Кронштадтом и фортами. Современные, быстрые и очень комфортные.

– Какие проекты реализуются в самом городе для его жителей? Где будет построено новое жилье и социальные объекты?

– В Кронштадте построят два малоэтажных жилых квартала. Один из них расположится на Цитадельской дороге, в него войдут 5 четырехэтажных корпусов на 160 квартир, а также детский сад на 150 человек. Второй квартал расположится на берегу Финского залива в северо-западной части кластера. Там построят 3 корпуса на 375 квартир со встроенным детским садом на 50 мест.

На данный момент КГИОП одобрил эскизные проекты двух кварталов, теперь застройщику – ГК «Алькор» – предстоит согласовать в комитете по градостроительству и архитектуре их облик. Планируется, что объекты будут введены в эксплуатацию в 2026 г.

В обоих кварталах создадут подземные отапливаемые паркинги и организуют парковки рядом с домами. Также напомним, что в составе кластера уже в следующем году появится лицей на 550 мест с двумя бассейнами. Новое учебное заведение планируют сдать в эксплуатацию уже в следующем году.

Отдельно совместно с городом и Минстроем активно занимаемся обновлением инженерной инфраструктуры. Ее износ сейчас варьируется от 20 до 80%. Планируется около 50 км новых линий электропередач, теплотрасс, водо- и газопровода, канализации. Будет реконструирована районная котельная. Впервые в истории коммуникации проведут к трем фортам.

В следующем году в Кронштадте появится своя набережная – наш совместный проект с городскими властями. Сейчас ведутся проектно-изыскательские работы по созданию яхтенного порта с инфраструктурой на 509 судов, а также двух гостиниц 3 и 4 звезды. Одна из них как раз расположится рядом с новой мариной. Планируем, что строительство отелей позволит гостям Кронштадта проводить в городе более одного дня и знакомиться с многочисленными достопримечательностями в комфортном режиме, не торопясь.