Зачем вузам развивать международное сотрудничество

Как разрыв связей с западным академическим сообществом отразился на образовании в российских вузах
Если зарубежные вузы хотят продолжать работать в новых условиях, а профессура и студенты – участвовать в обменах, то необходимо эти возможности использовать

В 2022 г. в результате волны санкций в России оборвались контакты с западным академическим сообществом. Перед вузами остро встал вопрос выбора дальнейшей стратегии развития международного взаимодействия. Одни учебные заведения полностью прервали международные связи. Другие начали «носиться» по миру, предлагая сотрудничество всем заинтересованным. Все эти подходы оказались неверными. Выиграли те, кто максимально сохранил все наработанные годами связи, программы и проекты, перенес их в другие регионы и на другие площадки. И параллельно с этим начал развивать новые контакты и направления.

Нельзя игнорировать тот факт, что международная деятельность во всем своем многообразии для высшей школы была и остается одним из основных конкурентных преимуществ. Российским вузам с богатыми традициями сотрудничества с КНР в момент обрушения контактов с западным академическим сообществом именно Китай помог сохранить международные связи и международные программы в полном объеме. Например, СПбГЭУ работает с университетами Поднебесной с 1989 г., и сегодня в вузе более 750 студентов вуза изучают китайский, массово ездят за границу на стажировки и в летние лагеря, проходят языковые практики и не только.

Важно отметить, что помимо Китая с российскими вузами до сих пор продолжают сотрудничество учебные заведения и из европейских стран – например, Германии, Франции и Австрии. Остаются связи с вузами Кореи и Японии на востоке. Но активное расширение идет и по новым направлениям – появились новые с Вьетнамом, Таиландом, Сербией, Турцией, Арабскими Эмиратами.  Не стоит забывать и про СНГ, где за последние два года только наш вуз провел десяток крупнейших престижных международных конференций, привлекая и старых европейских, и новых экспертов. Учебное сообщество понимает: если зарубежные вузы хотят продолжать работать в новых условиях, а профессура и студенты – участвовать в обменах, то необходимо эти возможности использовать.

На фоне происходящих изменений в сфере международного образования можно выделить несколько тенденций. Помимо расширения географии сотрудничества в образовании увеличивается востребованность онлайн-форматов, актуальность которых сильно выросла во время и после пандемии коронавируса. В образовательных программах появились смешанные онлайн-курсы, выросла толерантность к этому формату. В нем все чаще проводят научные конференции, что позволяет докладчикам из самых разных стран выступать и очно, и удаленно.

Кроме того, современные международные программы и проекты становятся более заточенными под нужды бизнеса. Поэтому в рамках образовательных программ вузы могут готовить будущих специалистов, которые закроют кадровые потребности того или иного предприятия в конкретной стране.

Чтобы вузы могли по-прежнему продуцировать исследования и создавать образовательные программы глобального уровня, нужны как иностранные преподаватели и эксперты, так и российские преподаватели и исследователи, имеющие зарубежный опыт. Международное сотрудничество – это всегда про бенчмаркинг и поиск лучших практик. Это способ аккумулировать эти практики: переработать их, что-то перенять, что-то отторгнуть, но всегда совершенствоваться и развиваться. Поэтому нужно продолжать внедрять лучшее из международного опыта в образовательный и исследовательский процесс. Академическая сфера от этого станет только лучше.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.