Корпоративный музей как пространство коммуникаций
Кто и что стоит за крупнейшими корпоративными музеями РоссииОдним из ключевых условий успешной коммуникации с партнерами в современном стремительно изменяющимся мире является грамотно организованное пространство, и наиболее эффективной площадкой для взаимодействия все чаще и чаще становится пространство музея – корпоративного или частного. Не секрет, что наиболее известные корпоративные музеи становятся площадками культурных программ значимых экономических форумов и конгрессов, а еще чаще используются корпорациями, которым они принадлежат, как пространство для делового или неформального общения с партнерами, представителями органов власти, другими важными для деятельности компаний целевыми аудиториями.
Яркий пример – это неоднократное использование в культурной программе ПМЭФ Музея истории денег на территории Петропавловской крепости (музей АО «Гознак»), Музея железных дорог России (музей ОАО «Российские железные дороги») или включение в культурную программу ПМЭФ-2023 юбилейной выставки «100 лет гражданской авиации России» (АО «Аэропорт Пулково»).
Эксперт в области создания современных музейных экспозиций – компания «Комбинат музейно-выставочного искусства» (КМВИ) – создает подобные музеи, выставки или общественно-культурные пространства по всей России с 2005 года, наследуя и развивая концептуальные методики в области экспонирования, которые возникли еще в 70-е годы в Ленинграде. Реализовывая своего рода мифологию экспозиционного образа, в котором все средства – архитектура, графика, свет, мультимедиа – согласованы и вписаны в единый идейный контекст, компания прежде всего учитывает интересы заказчика и расставляет необходимые акценты. Многолетний опыт работы позволяет сказать, что КМВИ является носителем традиции в своей сфере, при этом компания постоянно развивается, внедряя новые технологии и подходы, избегая формальных методов и повторений. Заказчиками компании в разные годы были Министерство культуры РФ, Министерство обороны РФ, Министерство финансов РФ, ведущие музеи страны, крупные организации, корпорации и холдинги России.
Так, «Комбинатом» были осуществлены проект и реализация экспозиций двух крупнейших корпоративных музеев Санкт-Петербурга – Музея истории денег на территории Петропавловской крепости и Музея железных дорог России, ставшего частью комплекса Балтийского вокзала. В 2022 году АО «Аэропорт Пулково» доверило КМВИ создание выставки, открытой 9 февраля текущего года к столетию гражданской авиации. Выставка «100 лет гражданской авиации России» в этом году также является площадкой Петербургского международного экономического форума и ждет своих гостей.
Для ОАО «Российские железные дороги» созданный Музей железных дорог России стал беспрецедентным символом успешности и прогрессивности акционерного общества на всей территории страны. Крупнейший технический музей в России, открытый для посещения в 2018 году, встал на один уровень с лучшими европейскими техническими музеями, что неоднократно подтверждалось в различных конкурсах. Музей железных дорог России стал номинантом премии The European Museum of the Year Award 2019, а отдельные объекты в составе экспозиции становились победителями и призерами, как, например, мультимедийная инсталляция «Исторический разрез вагона “Полонсо”», получившая в 2021 году серебро в номинации Cultural Heritage and Culture Industry Design в престижном международном дизайнерском конкурсе A' Design Award & Competition, который ежегодно проводится в Италии. Во II Всероссийском конкурсе «Корпоративный музей» в 2019 году Музей ОАО «РЖД» получил Гран-при, а также стал лауреатом номинации «Общественное признание».
Наградами отмечен и другой корпоративный музей КМВИ, созданный по инициативе АО «Гознак», – Музей истории денег, получивший Почетный диплом жюри на конкурсе «Музейный Олимп» в 2016 году, дважды лауреат III Всероссийского конкурса «Корпоративный музей» в номинациях «Музейное исследование» и «Лучший корпоративный музей», а 27 мая 2022 года Музей истории денег стал обладателем Гран-при IV Всероссийского конкурса «Корпоративный музей». Для интерьерного решения в историческом здании Аннинского кавальера Петропавловской крепости отправной точкой послужили исторические прообразы дореволюционных банков, а композиционным ядром всей экспозиции послужили декоративные металлические пилоны, имитирующие старинные банковские хранилища. Поражающая воображение инсталляция «Миллион» представляет собой башню из 350 столбиков, созданных из склеенных между собой рублевых монет и сформированных в многослойную инсталляцию. Оригинально интерпретируя народную мудрость «Копейка рубль бережет», монетная башня служит образом стабильности и процветания, концептуально представляя сферу деятельности заказчика, и используется во многих пиар-акциях компании (например, в фотоконкурс «Селфи на миллион»).
Третий реализованный корпоративный проект «Комбината» – выставка «100 лет гражданской авиации России», открывшая двери в бывшем терминале аэропорта «Пулково-2» в феврале 2023 года. Четыре блока временной экспозиции, раскрывающие исторические, технические, биографические и идеологические аспекты темы, создают цельный и сильный образ отечественной авиации, а также поднимают актуальные вопросы импортозамещения. Общее впечатление, рождающееся у посетителя, можно сформулировать как гордость и восхищение прошлым, уверенность в настоящем и будущем отрасли в России.
Наполненность экспозиционного пространства выставки артефактами и историческими видеоматериалами, мультимедийными инсталляциями, макетами и моделями, концептуальность экспозиционной архитектуры, включающей в себя множество нестандартных дизайнерских решений, оказывают положительное эмоциональное воздействие и пробуждают живой интерес к истории национальной авиации, привлекая внимание к отрасли, тем самым решая основные задачи, поставленные перед корпоративным музеем. В перспективе развития выставки «100 лет гражданской авиации России» должен быть создан Национальный музей гражданской авиации – НМГА (начать строительство планируется с 2024 года), автором концепции которого также является компания «Комбинат музейно-выставочного искусства».
Каждый из реализованных КМВИ объектов не только занимает достойное место на карте культурной жизни города, имеющего амплуа культурной столицы, но и адресно выполняет основные задачи, стоящие перед корпоративными музеями.
1. Утверждение статуса организации как успешно развивающейся.
В этом контексте музей имеет общие черты с первыми частными коллекциями Европы, возникшими в эпоху Ренессанса, как, например, дворец флорентийского рода Медичи и его собрание искусств и книг. Первый открытый для публики частный музей не только производил впечатление, но и демонстрировал влиятельное положение хозяев.
2. Создание информационного и эмоционального поля для взаимодействия.
Одной из постоянных болезней общества является его дробление на страты. В современном мире это проявляется в том, что люди из разных сфер деятельности имеют мало точек пересечения, общих интересов, а потому не всегда хорошо понимают друг друга. Музей создает пространство общего переживания, а также вписывает историю компании, ее сферу деятельности в общее социокультурное целое.
3. Предоставление площадей для функционального использования.
Современный музей – это не только экспозиции и выставки, но и включенные в его структуру конференц-залы, грамотно организованные рекреационные зоны, зоны коммуникации и взаимодействия. Принципиальной позицией современного музея является его открытость в различные сферы и структуры, и корпоративный или частный музей – не исключение. Ярким примером и отправной точкой, во многом запустившей этот процесс, является здание Фонда Louis Vuitton в Париже, ставшее знаковым архитектурным сооружением XXI века, которое служит площадкой для демонстрации произведений современного искусства, являясь одним из первых частных коммуникативных музеев.
Помимо этих прагматических задач можно выделить особую эстетическую и символическую функциональность музейного пространства, которая проявляется благодаря современному экспозиционному дизайну, поскольку в основном для музейных экспозиций и выставок используются уже существующие пространства, исторические и промышленные интерьеры, которые необходимо наполнить новыми смыслами и функциональностью, не заложенными изначально. Архитектура музея также может и должна производить сильное впечатление и становиться центром притяжения. Поэтому вполне естественно, что музеи, высоко оцененные на различных международных и всероссийских конкурсах, получившие признание общественности и имеющие высокую посещаемость, влияют на престиж корпораций самым лучшим образом, обеспечивая рост их популярности среди населения, повышая уровень доверия партнеров и инвесторов, поддерживая развитие. Насыщенность музейного пространства впечатляющими мультимедийными и кинетическими инсталляциями, концептуальность экспозиционной архитектуры, включающей в себя множество нестандартных дизайнерских решений – обстановочных сцен, арткомпозиций, конструктивных и графических элементов, – все это оказывает сильнейшее воздействие как на эмоциональном, так и на информационном уровне, пробуждая живой интерес к истории и привлекая внимание к отрасли или компании в ее современном состоянии.
Можно с уверенностью сказать, что корпоративный музей – это оптимальное финансовое вложение для любой организации, залог ее стабильного развития и гарантия долгосрочных успешных перспектив. Только по-настоящему успешные организации могут создать подобный имиджевый и социальный проект, который становится воплощением их успеха в мировой истории и в истории нашей страны.
Окунитесь в пространство корпоративных музеев Петербурга!