Реклама / ООО «КМВИ» 16+ Erid:LdtCKHM9q

Корпоративный музей как пространство коммуникаций

Кто и что стоит за крупнейшими корпоративными музеями России
Музей железных дорог России, комплекс инсталляций «Министр путей сообщения» /Пресс-служба ООО «КМВИ»

Одним из ключевых условий успешной коммуникации с партнерами в современном стремительно изменяющимся мире является грамотно организованное пространство, и наиболее эффективной площадкой для взаимодействия все чаще и чаще становится пространство музея – корпоративного или частного. Не секрет, что наиболее известные корпоративные музеи становятся площадками культурных программ значимых экономических форумов и конгрессов, а еще чаще используются корпорациями, которым они принадлежат, как пространство для делового или неформального общения с партнерами, представителями органов власти, другими важными для деятельности компаний целевыми аудиториями. 

Яркий пример – это неоднократное использование в культурной программе ПМЭФ Музея истории денег на территории Петропавловской крепости (музей АО «Гознак»), Музея железных дорог России (музей ОАО «Российские железные дороги») или включение в культурную программу ПМЭФ-2023 юбилейной выставки «100 лет гражданской авиации России» (АО «Аэропорт Пулково»).

Архитектурная концепция Национального музея гражданской авиации, главный фасад

Эксперт в области создания современных музейных экспозиций – компания «Комбинат музейно-выставочного искусства» (КМВИ) – создает подобные музеи, выставки или общественно-культурные пространства по всей России с 2005 года, наследуя и развивая концептуальные методики в области экспонирования, которые возникли еще в 70-е годы в Ленинграде. Реализовывая своего рода мифологию экспозиционного образа, в котором все средства – архитектура, графика, свет, мультимедиа – согласованы и вписаны в единый идейный контекст, компания прежде всего учитывает интересы заказчика и расставляет необходимые акценты. Многолетний опыт работы позволяет сказать, что КМВИ является носителем традиции в своей сфере, при этом компания постоянно развивается, внедряя новые технологии и подходы, избегая формальных методов и повторений.  Заказчиками компании в разные годы были Министерство культуры РФ, Министерство обороны РФ, Министерство финансов РФ, ведущие музеи страны, крупные организации, корпорации и холдинги России.

Так, «Комбинатом» были осуществлены проект и реализация экспозиций двух крупнейших корпоративных музеев Санкт-Петербурга – Музея истории денег на территории Петропавловской крепости и Музея железных дорог России, ставшего частью комплекса Балтийского вокзала. В 2022 году АО «Аэропорт Пулково» доверило КМВИ создание выставки, открытой 9 февраля текущего года к столетию гражданской авиации. Выставка «100 лет гражданской авиации России» в этом году также является площадкой Петербургского международного экономического форума и ждет своих гостей.

Елена Михайлова, генеральный директор компании «Комбинат музейно-выставочного искусства»

Для ОАО «Российские железные дороги» созданный Музей железных дорог России стал беспрецедентным символом успешности и прогрессивности акционерного общества на всей территории страны. Крупнейший технический музей в России, открытый для посещения в 2018 году, встал на один уровень с лучшими европейскими техническими музеями, что неоднократно подтверждалось в различных конкурсах. Музей железных дорог России стал номинантом премии The European Museum of the Year Award 2019, а отдельные объекты в составе экспозиции становились победителями и призерами, как, например, мультимедийная инсталляция «Исторический разрез вагона “Полонсо”», получившая в 2021 году серебро в номинации Cultural Heritage and Culture Industry Design в престижном международном дизайнерском конкурсе A' Design Award & Competition, который ежегодно проводится в Италии. Во II Всероссийском конкурсе «Корпоративный музей» в 2019 году Музей ОАО «РЖД» получил Гран-при, а также стал лауреатом номинации «Общественное признание». 

Наградами отмечен и другой корпоративный музей КМВИ, созданный по инициативе АО «Гознак», – Музей истории денег, получивший Почетный диплом жюри на конкурсе «Музейный Олимп» в 2016 году, дважды лауреат III Всероссийского конкурса «Корпоративный музей» в номинациях «Музейное исследование» и «Лучший корпоративный музей», а 27 мая 2022 года Музей истории денег стал обладателем Гран-при IV Всероссийского конкурса «Корпоративный музей». Для интерьерного решения в историческом здании Аннинского кавальера Петропавловской крепости отправной точкой послужили исторические прообразы дореволюционных банков, а композиционным ядром всей экспозиции послужили декоративные металлические пилоны, имитирующие старинные банковские хранилища. Поражающая воображение инсталляция «Миллион» представляет собой башню из 350 столбиков, созданных из склеенных между собой рублевых монет и сформированных в многослойную инсталляцию. Оригинально интерпретируя народную мудрость «Копейка рубль бережет», монетная башня служит образом стабильности и процветания, концептуально представляя сферу деятельности заказчика, и используется во многих пиар-акциях компании (например, в фотоконкурс «Селфи на миллион»).

Выставка «100 лет гражданской авиации России», технический блок

Третий реализованный корпоративный проект «Комбината» – выставка «100 лет гражданской авиации России», открывшая двери в бывшем терминале аэропорта «Пулково-2» в феврале 2023 года. Четыре блока временной экспозиции, раскрывающие исторические, технические, биографические и идеологические аспекты темы, создают цельный и сильный образ отечественной авиации, а также поднимают актуальные вопросы импортозамещения. Общее впечатление, рождающееся у посетителя, можно сформулировать как гордость и восхищение прошлым, уверенность в настоящем и будущем отрасли в России. 

Наполненность экспозиционного пространства выставки артефактами и историческими видеоматериалами, мультимедийными инсталляциями, макетами и моделями, концептуальность экспозиционной архитектуры, включающей в себя множество нестандартных дизайнерских решений, оказывают положительное эмоциональное воздействие и пробуждают живой интерес к истории национальной авиации, привлекая внимание к отрасли, тем самым решая основные задачи, поставленные перед корпоративным музеем. В перспективе развития выставки «100 лет гражданской авиации России» должен быть создан Национальный музей гражданской авиации – НМГА (начать строительство планируется с 2024 года), автором концепции которого также является компания «Комбинат музейно-выставочного искусства».

Каждый из реализованных КМВИ объектов не только занимает достойное место на карте культурной жизни города, имеющего амплуа культурной столицы, но и адресно выполняет основные задачи, стоящие перед корпоративными музеями.

1.    Утверждение статуса организации как успешно развивающейся. 

В этом контексте музей имеет общие черты с первыми частными коллекциями Европы, возникшими в эпоху Ренессанса, как, например, дворец флорентийского рода Медичи и его собрание искусств и книг. Первый открытый для публики частный музей не только производил впечатление, но и демонстрировал влиятельное положение хозяев. 

2.    Создание информационного и эмоционального поля для взаимодействия. 

Одной из постоянных болезней общества является его дробление на страты. В современном мире это проявляется в том, что люди из разных сфер деятельности имеют мало точек пересечения, общих интересов, а потому не всегда хорошо понимают друг друга. Музей создает пространство общего переживания, а также вписывает историю компании, ее сферу деятельности в общее социокультурное целое.

3.    Предоставление площадей для функционального использования. 

Современный музей – это не только экспозиции и выставки, но и включенные в его структуру конференц-залы, грамотно организованные рекреационные зоны, зоны коммуникации и взаимодействия. Принципиальной позицией современного музея является его открытость в различные сферы и структуры, и корпоративный или частный музей – не исключение. Ярким примером и отправной точкой, во многом запустившей этот процесс, является здание Фонда Louis Vuitton в Париже, ставшее знаковым архитектурным сооружением XXI века, которое служит площадкой для демонстрации произведений современного искусства, являясь одним из первых частных коммуникативных музеев.

Музей истории денег, инсталляция «Миллион»

Помимо этих прагматических задач можно выделить особую эстетическую и символическую функциональность музейного пространства, которая проявляется благодаря современному экспозиционному дизайну, поскольку в основном для музейных экспозиций и выставок используются уже существующие пространства, исторические и промышленные интерьеры, которые необходимо наполнить новыми смыслами и функциональностью, не заложенными изначально. Архитектура музея также может и должна производить сильное впечатление и становиться центром притяжения.  Поэтому вполне естественно, что музеи, высоко оцененные на различных международных и всероссийских конкурсах, получившие признание общественности и имеющие высокую посещаемость, влияют на престиж корпораций самым лучшим образом, обеспечивая рост их популярности среди населения, повышая уровень доверия партнеров и инвесторов, поддерживая развитие. Насыщенность музейного пространства впечатляющими мультимедийными и кинетическими инсталляциями, концептуальность экспозиционной архитектуры, включающей в себя множество нестандартных дизайнерских решений – обстановочных сцен, арткомпозиций, конструктивных и графических элементов, – все это оказывает сильнейшее воздействие как на эмоциональном, так и на информационном уровне, пробуждая живой интерес к истории и привлекая внимание к отрасли или компании в ее современном состоянии.

Музей железных дорог России, инсталляция «Стрелки времени»

Можно с уверенностью сказать, что корпоративный музей – это оптимальное финансовое вложение для любой организации, залог ее стабильного развития и гарантия долгосрочных успешных перспектив. Только по-настоящему успешные организации могут создать подобный имиджевый и социальный проект, который становится воплощением их успеха в мировой истории и в истории нашей страны.    

Окунитесь в пространство корпоративных музеев Петербурга!