Время перемен и возможностей: бизнес укрепляет позиции через цифровую трансформацию
С чего начать цифровую трансформацию и как минимизировать рискиЦифровая трансформация компании – это комплексный процесс, в котором задачи, имеющие отношение к бизнесу, первичны относительно технологических аспектов, а не наоборот, как это может показаться на первый взгляд.
Многие компании видят в цифровой трансформации большой потенциал, но только треть системно работает над этой задачей. Как запустить цифровую трансформацию в своей компании и каких ошибок можно избежать в процессе реализации проекта, – читайте в нашем материале.
Не превратить трансформацию в разрушение
Из самой семантики термина «цифровая трансформация бизнеса» становится ясно, что в первую очередь – это трансформация, то есть изменение бизнес-модели, корпоративной культуры и ключевых процессов компании. При этом основным инструментом и ключом к трансформации является использование технологий и цифровых решений. А целью всего этого сложного пути является бизнес, то есть все изменения должны вести к сокращению затрат и росту доходов, и не когда-нибудь, а в понятном горизонте. Не дальше, чем в рамках одного стратегического цикла, который в среднем в глобальной экономике как раз под давлением ускорения процессов технологического развития и цифровой трансформации, помноженного на рост неопределенности и постоянно меняющийся геополитический конъюнктуры – сжался с 5–6 лет до 2–3 лет.
Поэтому, чтобы трансформация не превратилась в разрушение, необходимо четко осознавать цели и задачи проводимых изменений. Сбер 2 года пилотирует сервис, в котором объединил собственный опыт трансформации и цифровизации, идеи клиентов по изменению собственного бизнеса и одни из лучших цифровых решений на рынке.
Сейчас вместе со Сбером через цифровую трансформацию проходят более 1000 клиентов сегмента крупный и средний бизнес. И полученные в результате пилота знания помогли разработать прозрачный процесс трансформации, через который должна пройти каждая компания.
Этот процесс строится на пяти обязательных шагах для команды компании, трансформирующей свой бизнес на основе цифровых решений и технологий: осознать идею и обучиться, сформулировать стратегию, провести реинжиниринг и подготовку процессов и клиентских путей, – только на четвертом шаге выбрать цифровое решение или партнера-интегратора, который поможет его разработать. А последним шагом является внедрение и масштабирование этого решения в компании, чтобы вся команда его приняла и начала использовать, чтобы решение вышло на планируемую промышленную мощность, а лучше превзошло целевые показатели.
Ключевым шагом здесь является описание процесса и клиентского пути, так как понимая их, вы можете правильно подобрать решение под каждый этап, и необязательно оно будет цифровым. Опять же, руководствуясь логикой бизнеса, это решение должно быть оправдано с точки зрения баланса инвестиций и отдачи, а лучше – должно обеспечивать более высокую рентабельность, чем средняя в компании.
Тогда проекты, которые вы реализуете в ходе трансформации, могут способствовать улучшению параметров бизнеса.И если вы все стараетесь делать правильно, то процесс трансформации может стать бесконечным. Сама система, которую вы создаете внутри компании, ваша команда будут нацелены на новые инициативы, новые проекты с целью улучшения текущей ситуации и совершенствования существующих подходов.
Распространенные ошибки и пути их минимизации
Мы собрали несколько распространенных ошибок, которых можно избежать в процессе цифровой трансформации.
* Запрос на «платформу». Очень часто компании приходят за реализацией желания «разработать» платформу, где наличие красивого приложения или сайта поможет моментально привлечь тысячи контрагентов и клиентов, которые в моменте должны проявить интерес совершения операций в клиентском приложении/web-ресурсе.
Нужно понимать, что платформа – это прежде всего бизнес-логика, и в 100% случаев все известные платформы возникали из существующего бизнеса, который начал упираться в аналоговые процессы и появились сложности его масштабирования. Само по себе приложение или сайт не дадут такого эффекта, это лишь инструмент масштабирования вашей бизнес-модели. И если эта модель– совсем не платформа, то и цифровое решение ничем не поможет.
Это касается всех подобных запросов на цифровое решение. Очень часто клиенты считают, что корень проблем не сам процесс, а ИТ-система: приложение, ядро ERP, CRM-система и пр. Поэтому мы чаще всего работаем над тем, чтобы перенаправить усилия клиента на трансформацию процесса, результатом которой должен стать выбор цифрового решения, а не наоборот.
* Запрос на индивидуальную разработку. Нередко владельцы бизнеса принимают решение о создании собственных цифровых продуктов, не представляя себе реального объема временных и финансовых затрат. В результате запуск затягивается, одна доработка влечет за собой другую, достижение запланированных целей становится все более сомнительным.
Приступая к реализации цифровой трансформации, клиенты могут ориентироваться на готовые решения, эффективность которых подтверждена кейсами российских компаний из разных отраслей. У Сбера есть более 200 готовых решений для цифровой трансформации, большую часть из которых можно интегрировать с уже работающими системами через API. А одни из лучших на рынке ИТ-интеграторов из партнерской программы помогут реализовать идеи. Индивидуальная разработка – решение, скорее, для такой цифровой компании, которая отчетливо понимает, что она хочет и чего нет в существующих решениях, а также обладает командой и компетенциями, что позволят реализовать эту сложную задачу.
* Недооценка риска неприятия изменений внутри компании. Если коллектив не «купил» идею ЦТ, то можно потратить много времени и денег, но так и не получить желаемой отдачи. Без амбассадоров, вовлечения ключевых сотрудников и трансформации корпкультуры достичь желаемого роста в результате изменений будет сложно.
Для продвижения идеи цифровой трансформации в компании должен быть лидер, у которого есть видение конечной цели проекта. Как правило, это либо собственник бизнеса, либо лицо, принимающее решения. И уже на первых этапах такие же лидеры изменений должны появиться во всех ключевых функциях и подразделениях компании. И помимо поддержки идей трансформации должна быть обеспечена и поддержка проектной деятельности внутри компании. Поэтому без изменения организационной структуры и появления новых ролей обойтись будет сложно. Речь идет о проектном офисе или agile-структуре в компании, а также появлении ролей CDTO (chiefdigitaltransformationofficer, директор по цифровой трансформации), проектных менеджеров и бизнес-аналитиков.
Важно понимать, что если все это компанией берется извне, вместе с контрактом на цифровое решение, то эффекта непрерывных изменений достичь, может, неудастся и компания через пару лет, даже при успешном внедрении технологии, может столкнуться с аналогичными проблемами. В этом и суть трансформации– начать с себя и запустить процессы изменений внутри компании.
Консалтинг и партнерство
Минимизировать риски неэффективных решений в рамках проекта по цифровой трансформации компании поможет выбор партнера, который имеет собственный опыт и партнерскую сеть. Для многих клиентов таким партнером является именно Сбер, собственная цифровая трансформация которого проводится более 10 лет. Сбер шаг за шагом становился все более цифровым и сегодня готов делиться опытом, поддерживая своих клиентов в проектах цифровой трансформации бизнеса.
Лидерства сложно достичь и тем более удержать без изменений. Многие топ-игроки за последние несколько лет в 2 раза увеличили инвестиции в новые технологии, искусственный интеллект и цифровую трансформацию бизнеса.
Понять, с чего начинать, и какой результат может дать цифровая трансформация, проще всего на примере уже реализованных проектов. На платформе СБЕР Про можно ознакомиться с большим количеством кейсов и статей по теме цифровой трансформации из сфер недвижимости, торговли, АПК, других отраслей. Также на сайте можно найти много полезной информации о продуктах и решениях, полезные советы и мнение экспертов рынка о цифровых и не только технологиях, навигаторы по цифровым решениям.