Николай Пожидаев: «Решения для берега, судов и космические сервисы»
Президент Sitronics Group рассказал о технологических новинках и планах развития в РФ электрического водного транспортаSitronics Group показала на выставке «Нева 2023» (12+) экосистему отечественных решений для судоходства. В большой экспозиции группы компаний можно было увидеть интегрированную навигационную мостиковую систему «Беринг», российскую систему управления движением судов (СУДС), работу отечественного сервиса для мониторинга судоходства АИС, а также электросуда собственного производства. В интервью изданию «Ведомости Северо-Запад» президент Sitronics Group Николай Пожидаев рассказал о разработках компании для импортозамещения в отрасли и дальнейших планах по развитию электрического водного транспорта в России.
- В этом году Sitronics Group представила на выставке «Нева 2023» сразу несколько новых решений для судоходства. Расскажите подробнее о том, как они помогают развитию транспортной сферы нашей страны.
- Компания разрабатывает решения и для берега, и для судов, и сервисы на основе космических данных. Например, для судов мы представили линейку навигационных продуктов «Беринг». Одной из ее составных частей является ЭКНИС – электронная картографическая навигационно-информационная система, тоже нашей собственной разработки. Она отображает информацию о местоположении судна, его маршруте и других судах, поддерживает электронные карты различных форматов, позволяет обмениваться данными между судами и береговыми службами. Для обнаружения надводных объектов – радиолокационная система «Беринг.РЛД», а актуальная информация о состоянии судовых систем выводится на панель виртуальных приборов. Такие системы устанавливаются на каждом судне. В нашем исполнении это отечественное решение, которое позволяет эффективно управлять судном.
Также мы представили систему управления движением судов. Такой системой должен быть оснащен каждый порт. Она позволяет более эффективно управлять движением в прибрежной зоне для обеспечения безопасности. Система – своего рода диспетчерский центр для организации движения судов в портовых зонах, каналах, узостях. Это тоже полностью наша отечественная разработка.
Еще мы продемонстрировали АИС-сервис – российскую автоматическую идентификационную систему, которая работает на базе нашей спутниковой группировки и обеспечивает наземные службы актуальной информацией о судах.
Конечно же, на нашем стенде и электрические суда, которые строим на собственной верфи в Ленинградской области. Мы первое в России предприятие, запустившее серийное производство судов на электротяге для пассажирских перевозок. Их вместимость – от 50 до 200 пассажиров.
- Какие из представленных решений уже используются?
АИС-сервис уже продается. Центр системы мониторинга рыболовства и связи (ЦСМС) использует нашу систему – получает данные о местоположении судов рыбопромыслового флота. Мы также начали сотрудничать с ФГБУ «РФИ Минприроды России» в сфере природоохранного мониторинга, подписываем соглашения и с частными компаниями, которые используют в своей деятельности данные АИС. Системой управления движением судов мы оснащаем порт Сочи по контракту с «Росморпортом». А электрические суда внедряем по всей стране – Москва, Красноярск, Нижний Новгород, планируется Пермь, и идем с ними дальше.
- Ваши собственные разработки позволяют конкурировать с импортными аналогами?
- Базово мы всегда смотрели на зарубежных конкурентов и ориентировались на лучший опыт. Сейчас они, по сути, ушли с рынка. Мы видим в некоторых частных нишах конкуренцию, но на всем рынке такого набора решений нет ни у кого больше, кроме нас – и космические сервисы, и электрические суда. В этом смысле мы чувствуем себя уверенно. В том, что касается развития критической инфраструктуры, зарубежные конкуренты уже не могут участвовать, а в том, что касается более простых систем – уже далеко не те объемы, как это было раньше. Рынок для нас стол более комфортным.
- Одной из ключевых задач для всей отрасли в прошлом году стало импортозамещение. Каких успехов добилась ваша компания в этом направлении?
- Прошлый год был таким, когда все определялись что же делать, куда дальше идти. Мы сами в прошлом году очень активно занялись электрическими судам. Этим летом они вышли на первый маршрут в Москве, до конца года планируется второй, вышли в навигацию в других регионах. Поэтому если говорить в контексте судостроения – то наше судно само по себе практически полностью российское. Да, есть вопрос замещения некоторых отдельных иностранных компонентов, но мы активно работаем с российскими производителями в вопросах поиска аналогов, и вполне успешно. На электрических судах пульты судоводителя, системы выведения контента для пассажиров – отечественные. На зарядных станциях, которые мы также сами производим, стоят орловские выпрямители высокой мощности. А в контексте импортозамещения решений для рынка – повторюсь, мы разработали полностью российскую систему управления движением судов, которую внедряем в порту Сочи.
- Есть ли у компании планы по запуску электрических судов в Санкт-Петербурге и когда можно ждать выход первых электросудов в акваторию Невы?
- Мы сейчас занимаемся проектированием новых типов судов, которые будут подходить для судоходства именно здесь. Отмечу, что Санкт-Петербург – особый регион в этом вопросе. Если Москва – это только реки, то здесь – это выход из реки в море, где есть волны и большие расстояния. То есть нужны суда с большим водоизмещением, чтобы выдерживать порывы ветра, сильное течение, удары волн. Если в целом мы посмотрим на Северо-Запад, то увидим, что чаще всего здесь используются три типа судов: совсем небольшие прогулочные для рек и каналов, более вместительные – для экскурсионных маршрутов по Неве с выходом в Финский залив, а также быстроходные суда, которые ходят до Орешка, Кронштадта и Петергофа.
Сейчас в нашей разработке два новых типа электросудов, которые смогут ходить по акватории Невы и местным каналам. Они будут иметь соответствующие габариты, осадку, подходящие для движения под мостами Санкт-Петербурга. Сейчас этот проект детально прорабатывается нашим конструкторским бюро, и мы планируем, что он будет готов документально ко второй половине 2024 года. Что касается вопроса создания модели быстроходного судна, то тут пока мы в стадии инженерного поиска.
- А как решается вопрос с установкой зарядных станций для электросудов?
- В Москве мы их устанавливаем на остановочных пунктах или они встроены в плавучие остановочные причалы. Как это будет реализовано в Петербурге – пока решаем. Рассматриваем вариант создания специальных стоянок, либо же зарядные станции будут расположены на действующих причалах. Опять же, особенность Петербурга в том, что это город с архитектурными ценностями, которые охраняются статусами памятников, что с одной стороны, правильно, но с другой – создает определенные сложности в реализации проекта по созданию зарядной инфраструктуры.
- Сейчас вы серийно производите пассажирские суда, почему вы сосредоточились именно на малых, и есть ли планы по развитию электрических грузовых судов?
- Первая задача, которую мы решали для проекта Москвы – это производство электросудов именно для городского транспорта, что не требует большой пассажировместимости. В Красноярске и Нижнем Новгороде это уже экскурсионные суда с вместимостью 130 человек – другой класс судов. Пока конкретных планов по развитию судов для грузовых перевозок нет. Но мы заканчиваем формирование модельного ряда и будем думать в этом направлении. Грузовые суда имеют определенную специфику, которую нужно учитывать при разработке электроверсии: у них очень большие габариты и большой спусковой вес. Такие суда требуют и большей автономности, то есть заряда должно хватать на несколько суток хода. Для этого нужно очень много аккумуляторов, которые от 300 тонн веса судна могут составить до 100 тонн. В таком случае много груза не перевезешь. То есть нужно решать задачу, как сделать эти суда экономически эффективными. Кроме того, нужна и специальная инфраструктура, которую нужно готовить. Поэтому, думаю, к этому вопросу мы вернемся в перспективе 2-3 лет.
Сейчас мы хотим расширить охват в сфере пассажирского судостроения и привлечь больше регионов. Пассажирский флот в стране сильно устарел. Те объемы строительства традиционных дизельных судов, которые есть сегодня, недостаточны для замены. Планируем, что этап обновления флота будет проходить и с учетом ESG-повестки. Все-таки эксплуатация электрического судна, по нашим расчетам, в четыре раза выгоднее, чем использование судов с двигателями внутреннего сгорания. Конечно же, использование электричества позволяет сделать суда экологичными и бесшумными. Это не просто альтернатива дизельным судам, а выход на новый уровень.