Реклама / ФГАОУ ВО «СПБПУ», ИНН 7804040077, 16+ Erid:2VfnxwiiVqz

Дмитрий Тихонов: «Дополнительное образование стало ответом на новые вызовы рынка труда»

Проректор по дополнительному и довузовскому образованию Политеха – о дефиците кадров, ДПО и новом проекте вуза
Дмитрий Тихонов /Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Рынок труда в России в последние годы сталкивается с рядом вызовов. С одной стороны, в стране наблюдается исторический минимум безработицы, которая в начале 2024 г. составляла 2,8% по стране и 1,5% по Санкт-Петербургу. С другой, меняются и требования к сотрудникам, появляются новые профессии, растет спрос на IT-компетенции. Все это дало импульс для развития дополнительного профессионального образования (ДПО). Именно программы ДПО помогают ликвидировать острый дефицит кадров в стране и повышать компетенции сотрудников, считает проректор по дополнительному и довузовскому образованию Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Дмитрий Тихонов. В интервью деловому изданию «Ведомости Северо-Запад» он рассказал, кто сегодня идет получать дополнительное профессиональное образование, стоит ли в ближайшие годы ждать пресыщения рынка ИТ-специалистами и для чего был запущен проект «Политех.Про».

– Сегодня растет спрос на дополнительное профессиональное образование для взрослых. Как вы считаете, с чем это связано? Люди чаще хотят освоить новую специальность или же повысить квалификацию по уже существующей?

– Я бы сказал, что это продолжающийся тренд, потому что спрос на дополнительные профессиональное образование растет все последние годы. Наверное, это можно связать с несколькими факторами. Первый – это перемены в целом. Если мы посмотрим в прошлое, то в любые кризисные ситуации спрос на образование всегда возрастал. Можно отметить, что выросло активное поколение 30-летних, которые должны становить новыми лидерами. Они воспитывались на тренде lifelong learning (непрерывное образование), поэтому продолжают учиться, несмотря на то, что уже окончили университет, получили степени.

Еще важно отметить государственные усилия. Есть много проектов и сфер, куда государство вкладывается: в переобучение, в переподготовку, субсидирование обучения, различные программы для предприятий и предпринимателей. И, конечно, это кадровый голод в определенных отраслях или профессиях – он стимулирует спрос на дополнительное образование.

– Политехнический университет имеет большой опыт в разработке программ дополнительного профессионального образования. Расскажите, какие направления в ДПО сегодня пользуются наибольшим спросом?

- По программам дополнительного профессионального образования мы ежегодно выпускаем больше 15 000 слушателей – это больше тысячи различных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Если говорить про наибольший спрос, то в последние пару лет им пользуются направления, связанные с переходом компаний на отечественное программное обеспечение (ПО). В этом плане у нас много авторизованных центров – это центры и по операционным системам, и по офисным пакетам, и по инженерному ПО. Растет спрос на уникальные программы по заказу корпоративных клиентов, которые основаны на цифровой трансформации бизнеса, внедрении новых производственных технологий или научных разработок. Здесь важно отметить именно преимущество университета, зачастую программа ДПО идет в комплексе НИОКР, то есть обучение следует за внедрением. Отдельно отмечу востребованность ИТ-компетенций в широком смысле: в том или ином виде они требуются в энергетике, машиностроении, сфере БАС, экономике и многих других сферах.

– Кто чаще всего становится заказчиком таких программ?

– Университет ежегодно работает более чем с 500 корпоративными клиентами. В результате мы запускаем по 50-60 уникальных программ, которые, по сути, больше не повторяются, потому что запрос меняется, проблематика клиентов меняется. Мы сотрудничаем практически со всеми крупными российскими компаниями: это «Росатом», «Газпром», «Транснефть», «Ростех» и др. Естественно, что существует отраслевая привязка, будучи лидерами образования с точки зрения информационного моделирования в строительстве, мы можем обучать и лидеров рынка, таких как ЛСР или Самолет, или как признанные эксперты в области цифровых двойников наша Передовая инженерная школа «Цифровой инжиниринг» обучает сотрудников ОДК и ОСК, к примеру. Аналогичная ситуация в области энергетического машиностроения и материаловедения. И я бы выделил такой интересный сегмент – это вузы. Поскольку Политех – это ведущий университет, то к нам по запросу на уникальные программы приезжают учиться и другие университеты.

Это не отменяет большого многообразия программ для физических лиц. Они могут искать профессиональные программы в совершенно разных сферах – от дизайна интерьера и маркетинга до пищевых добавок и кибербезопасности.

– На ПМЭФ-2024 СПбПУ подписал соглашение с Ростехнадзором. Расскажите, какие задачи стоят перед этим сотрудничеством и какие программы ДПО вы планируете совместно запустить?

– Мы давно сотрудничаем с Ростехнадзором, это было даже не подписание нового соглашения, а обновление существующего. Ростехнадзор имеет сетевой корпоративный институт, одним из учредителей которого является Политехнический университет. Мы решили обновить соглашение с учетом развития производства, восстановления предприятий, роста необходимости в специалистах. Новые программы связаны с надзором и контролем. Тут важно, что это не отдельный кейс, а определенная политика, у нас в целом много программ, реализуемых совместно с федеральными и региональным структурами, к примеру, с Росфинмонторингом или Инспекцией труда.

– Сколько обычно длятся программы ДПО? И обращаются ли компании повторно за повышением квалификации уже переобученных специалистов?

– Очень сильно зависит от задачи, обучение может быть сделано как в виде интенсива за 2 полных рабочих дня, а переподготовка может длиться и более года. Часто длительные программы ДПО – это модульное обучение, когда «живое» обучение проходит в интенсивном режиме несколько дней в месяц, а остальное время – это самостоятельная работа и вебинары. Совсем другое дело – массовые открытые онлайн-курсы, где все материалы курса доступны в любое время и из любой точки мира, а вместо преподавателей тьюторы и цифровые помощники.

Естественно, что у нас есть постоянные партнеры, с некоторыми план развития персонала зафиксирован в виде «Дорожной карты» с программами, количеством и циклами подготовки.

– Вы упомянули высокий спрос на программы для переобучения по ИТ-специальностям. Некоторые эксперты прогнозируют, что в ближайшее время стоит ожидать спад спроса на ИТ-специалистов. Как вы считаете, когда произойдет перенасыщение рынка «айтишниками»?

– Считаю, что очень нескоро. Все-таки у нас очень развитая страна с точки зрения сервисов, посмотрите на финтех сектор, плюс тренд, о котором говорил выше. Вот сами скажите мне, может ли современный журналист не иметь ИТ-навыков, учитывая объем информации, при этом он не будет ИТ-специалистом.

Приведу в пример проект «Цифровые кафедры». Это федеральный проект развития кадрового потенциала ИТ-отрасли. В этом году к обучению приступят почти 400 000 человек, но программы абсолютно разные. Один проходит машинное обучение, другой – биоинформатику, третий – конкретный язык программирования.  А еще они отличаются по уровню слушателей. Поэтому я бы не сказал, что следует ожидать перенасыщения рынка. Но из-за развития искусственного интеллекта и других технологий нам точно следует ждать изменений в тех или иных специализациях.

– Рынок труда постоянно меняется: появляются новые профессии, исчезают старые. А  как в связи с этим трансформируются программы допобразования? Есть ли программы, которые пришлось закрыть из-за того, что они стали не востребованы?

– Обычно здесь я советую найти статьи десятилетней давности о том, какие профессии исчезнут и сравнить с реальностью. Любимый пример – библиотекарь, к слову, одна из самых «цифровизированных» профессий. Если серьезно, то конечно мы следим за трендами. И участвуем в форсайтах, общаемся с работодателями, вообще у нас есть стратегия научно-технологического развития страны и нацпроект «Кадры», которые помогают нам с прогнозами. Я бы не сказал, что какие-то образовательные программы совсем исчезают, они в большей степени трансформируются и ребрендируются. Изменения, как правило, завязаны на технологических решениях. Например, никуда не денется профессия бухгалтера, но требования к ней меняются.

– После пандемии коронавируса образовательные учреждения были вынуждены перейти на дистанционный формат, который сегодня стал неотъемлемой частью жизни во многих сферах. Есть ли возможность в СПбПУ получить допобразование удаленно? И насколько такой формат востребован?

– Нам в этом плане повезло, потому что СПбПУ начал развивать онлайн-образование задолго до ковида. Когда началась пандемия, у Политеха уже была построена своя система онлайн-образования (уже тогда было запущено более 100 массовых онлайн-курсов). Но онлайн-курсы не могут решить задачу практического обучения и доступа к оборудованию. Поэтому все это время мы активно развиваем и другие цифровые решения: использование VR, AR технологий, тренажеры и симуляторы.

Например, у нас есть виртуальная компрессорная лаборатория, симулятор в сфере бережливого производства или среда управления цепями поставок. Это совершенно другой уровень обучения. Потому что слушатель получает не просто курс, а симуляцию реального процесса, которую он проходит в онлайн-формате – это важно перед переходом к настоящему оборудованию или проекту. Например, в рамках образовательной программы человек на тренажере обучается управлять беспилотниками, а потом переходит к реальным испытаниям.

– В сентябре 2024 г. Политехнический университет запустил новый проект – «Политех.Про». Расскажите, в чем его суть?

– Проект действительно совсем свежий, мы запустили его под текущий учебный год, но самой идее уже несколько лет. «Политех.Про» сейчас – это цифровая витрина ДПО, которая станет частью будущей экосистемы дополнительного образования СПбПУ. Университету был нужен отдельный инструмент, который позволит агрегировать и транслировать имеющийся опыт. Политех занимает лидирующую позицию с точки зрения инженерного образования. И проект будет направлен, в том числе, на то, чтобы закрепить и усилить эту позицию через программы ДПО. В будущем портал станет одновременно и информационным ресурсом, и центром компетенций, и сообществом профессионалов.

– Какие планы на ближайшие годы стоят перед ДПО Политеха? И как планируется дальше развивать «Политех.Про»?

– Конечно, у нас есть внутренние целевые показатели, причем количественные. Они связаны с количеством программ и с количеством слушателей, с удовлетворенностью слушателей, с охватом отраслей и т.д.

Но я бы обозначил ключевой задачей формирование и укрепление бренда. Проект должен быть заметен на рынке, чтобы наши целевые аудитории понимали ключевые посылы, которые несет «Политех.Про» – это платформа развития. И для продвижения компетенций университета, и для реализации стратегии развития персонала предприятий, и для решения кадровых задач государства.

Поэтому мы продолжим следить за трендами на рынке труда, реализовывать совместные проекты с корпорациями и вендорами ПО, тестировать новые подходы к ДПО, чтобы помогать людям и организациям развиваться.

ПОЧЕМУ ВЫБИРАЮТ ДОПОБРАЗОВАНИЕ В СПбПУ

Доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ Константин Панцерев:

Программа повышения квалификации «Методы машинного обучения в прогнозировании данных»

«Я пришел на обучение в Политех, уже имея определенный багаж знаний и опыт построения классических алгоритмов машинного обучения. Однако обучение на программе повышения квалификации позволило мне систематизировать мои знания, и я также узнал много новых методов и приемов. Курс хорошо структурирован, а используемые во время обучения практические кейсы позволяют лучше и быстрее освоить этот сложный материал».

Эксперт отдела нормативного соответствия и аудита Центра кибербезопасности и защиты информации ПАО «Ростелеком» Константин Большаков:

Программа профессиональной переподготовки «Защита информации в компьютерных системах и сетях»

«Программа курса является практико-ориентированной и позволяет существенно расширить багаж знаний в области реализации механизмов безопасности в компьютерных системах и сетях. Программа структурирована модульно и насыщена множеством лабораторных работ по каждой теме. Лекционный материал подготовлен на очень высоком уровне. Выполнение практических заданий позволяет собирать ценный опыт в настройке параметров безопасности различного оборудования. Преподавательский состав обладает очень высокими компетенциями. Выражаю Вам огромную благодарность!

Руководитель направления проектов по управлению кооперацией Департамента развития индустриальной модели ПАО «ОАК» Анатолий Дамбит:

Программа переподготовки «Развитие производства для достижения технологического лидерства»

«Погружаясь в лекции тех представителей, которых пригласил Политех, разбирая предлагаемые кейсы, мы понимали, что в России и мире существует столько нового для нас: новые подходы, новые тренды в производстве, которые следует изучать и применять. Кроме того, мы все работаем в одной корпорации, но на разных предприятиях по всей стране. Теперь друг с другом знакомы лично, можем общаться и обмениваться информацией. Это кросс-функциональное общение очень помогает развитию производственных процессов».

Заместитель генерального конструктора по программно-целевому развитию НПП «Радар ммс» Виктор Балашов:

Программа повышения квалификации «Приборы квантовой электроники. Магнитометры»

«В рамках освоения программы сотрудники изучили перспективные возможности разработки прецизионных магнитометрических устройств нового поколения. Программа позволила расширить и систематизировать знания в области разработки и эксплуатации магнитометрических приборов и систем бортовой аппаратуры. Особое внимание было уделено формированию навыков практической работы с квантовыми магнитометрическими устройствами в лаборатории СПбПУ. НПП «Радар ммс» выражает благодарность за отличную организацию учебного процесса и полученные профессиональные компетенции».