Электрокары потребовали в 2 раза больше энергии

Востребованность электрозаправок в Петербурге выросла вместе с увеличением парка электрокаров. Но конкуренции на рынке еще нет
В Петербурге на сегодняшний день действует около 90 электрозаправок /PIXABAY

Потребление электроэнергии на зарядных станциях «Россети Ленэнерго» в прошлом году, по предварительным данным, выросло примерно в 2-2,5 раза, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе компании. В 2020 г. этот показатель составлял 230 МВт ч. Сейчас компания проводит сверку данных и не может озвучить точные объемы потребленной в 2021 г. электроэнергии.

В Петербурге и Ленинградской области расположено 53 электрозаправки «Россети Ленэнерго», 40 быстрых и 13 медленных. К 2030 г. компания планирует довести количество станций до 150. Сейчас вся зарядная инфраструктура компании работает для потребителей бесплатно, сообщается на сайте оператора.

По оценкам экспертов, в Петербурге на сегодняшний день действует около 90 электрозаправок. Помимо «Россети Ленэнерго» в городе работает несколько других операторов электрозаправочных станций, кроме того, зарядные устройства устанавливаются на топливных АЗС нефтегазовых компаний.

Генеральный директор оператора и производителя зарядных устройств для электрозаправок «Тач продакшн» Юрий Орлов тоже говорит о росте энергопотребления на станциях, обслуживаемых компанией, в 2-3 раза. По его словам, это связано с увеличением парка электромобилей в городе. По данным аналитического агентства «Автостат», в конце 2020 г. в Петербурге было зарегистрировано около 200 электрокаров. За прошлый год их число выросло на 255 —  то есть в 2,3 раза.

Доцент кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Дарья Щербакова называет еще одну причину роста энергопотребления — эффект низкой базы. Трехмесячный локдаун в 2020 г. сильно сказался на уровне потребления энергии электрокарами, поэтому в 2021 г. оно резко выросло.

Несмотря на рост энергопотребления, рынок электрозаправочных станций в городе еще не сформировался, говорят его участники и эксперты. Конкуренции между операторами нет, поясняет Орлов. «Я не считаю, что сейчас можно говорить о конкуренции, поскольку речь только об удобстве потребителя, а не о цене или бренде. Тем более, что в Петербурге и Ленобласти до сих пор дефицит зарядных станций», — рассказал он.

В перспективе конкурировать будут не операторы станций, а оптимальные и удобные для владельцев электрокаров локации. Щербакова ожидает частичный отток потребителей от зарядных систем компании «Россети Ленэнерго» после начала коммерческой эксплуатации. Объем перераспределения потребителей отчасти будет зависеть от ценовой политики компании.

Орлов говорит, что цена 1 кВт ч на зарядных станциях компании в Петербурге и Ленинградской области составляет 10 руб. на медленной и 16 руб. на быстрой зарядке. В пресс-службе «Россети Ленэнерго» рассказали, что вопрос коммерциализации зарядных станций рассматривается, но не смогли назвать предполагаемую стоимость электроэнергии. «Размер стоимости зарядки будет сформирован после проведения рыночной оценки», — уточнили в пресс-службе.

Щербакова уверена, что в ближайшие два года цена вырастет на 5-10%, но она будет менее веским аргументом по сравнению с удаленностью станции от дома или работы.