Петербургу добавят цифровых сервисов

В 2023 г. Смольный планирует запустить около 20 новых программ, на проект направят 3,6 млрд рублей
Сейчас в городе уже работает порядка 60 различных цифровых сервисов, включая чат-боты /Правительство Санкт-Петербурга

Около 20 новых цифровых сервисов планируется запустить в Санкт-Петербурге в 2023 г. Об этом в рамках секции «Цифровая трансформация регионов» форума ИТ-Диалог рассказал вице-губернатор Станислав Казарин.

Новые сервисы появятся в рамках стратегии цифровой трансформации Петербурга на 2022-24 гг., которая была утверждена в октябре прошлого года. Как ранее сообщали «Ведомости», цифровизация затронет образование, строительство, транспорт, здравоохранение, а также туризм, спорт и культуру. Общий объем программы с учетом инфраструктурных вложений, затрат на защиту информации и хранения данных составит в 2022-24 гг. 15-16 млрд руб. Источниками финансирования являются как городской бюджет, так и федеральные субсидии.

Как рассказал Казарин, сейчас в городе уже работает порядка 60 различных цифровых сервисов, включая чат-боты. Больше всего популярностью у жителей пользуется приложение «Наш Санкт-Петербург». Сервис позволяет горожанам сообщить о проблемах с ЖКХ, благоустройством или другими направлениями, которые включены в классификатор. За время его работы поступило более 4,2 млн сообщений от граждан, ежедневно в работу принимается около 2000 обращений. Еще один популярный сервис – «Электронный дневник», который помогает родителям контролировать не только образование, но и траты на питание и другие важные аспекты жизни школьников.

Новые сервисы, запускаемые в 2023 г., будут отвечать за такие направления, как экология, транспорт, коммунальная инфраструктура и др. «Я думаю, мы запустим сервисы, связанные с мониторингом экологии, с вопросами работы транспорта. В ближайшее время также начнут работу сервисы, связанные с мониторингом коммунальной уборки», — рассказал Казарин, добавив, что к таким сервисам потенциально могут подключиться от 600 000 до 800 000 жителей города.

Параллельно с развитием цифровых сервисов в Петербурге будет вестись обновление и создание новой инфраструктуры, которая позволит их поддерживать. Как рассказал директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Александр Логинов, в этом году компания запустила масштабный проект по обновлению уже имеющихся сетей связи Петербурга. «Исторически сложилось так, что в Петербурге до сих пор существует старая коаксиальная инфраструктура. Она будет полностью заменена, и на базе обновленной сети жителям будут предлагаться новые сервисы. На первом этапе модернизация коснется 90 000 домохозяйств», — рассказал он.

Проект стартовал в этом году в нескольких районах города, в течение примерно трех лет сети должны быть заменены. На эти работы «Ростелеком» планирует направить из собственных средств около 1 млрд руб.  Кроме того, компания начала проектировать второй центр обработки данных (ЦОД). Первый ныне действующий ЦОД, расположенный на ул. Жукова, уже практически заполнен.

В 2023 г. на реализацию программы цифровизации из бюджета Петербурга планируется выделить 3,6 млрд руб. Несмотря на изменение геополитической ситуации, город не планирует снижать затраты на цифровизацию, подчеркнул вице-губернатор. «Программа не сокращена, после второго и финального третьего чтения законопроекта о бюджете на следующий год точно будет понятно, какие будут объемы финансирования. Рассчитываем, что наша заявка, которую поддержал губернатор и законодательное собрание, в основном объеме будет удовлетворена. Но вот приоритеты внутри этой суммы могут поменяться», — отметил он.

Так, в следующем году власти могут усилить направление развития АПК «Безопасный город». Как пояснил вице-губернатор, в новых условиях тема информационной безопасности выходит на первый план. В это направление войдет развитие системы камер видеонаблюдения и видеоаналитики. Изначально данную систему планировалось реализовать до конца 2024 г., однако с учетом новых вызовов планируется сократить сроки и реализовать проект уже в 2023 г.

Как рассказал Логинов, «Ростелеком» в 2023 г. тоже продолжит развивать сервисы фото- и видеофиксации (за 2021–2022 г. их было установлено около 600). «Мы уже видим значительное снижение аварийности на дорогах. Автомобилисты стали более дисциплинированы. Компания работает и над развитием системы видеонаблюдения. Это поможет в том числе реализовать различные цифровые сервисы для жителей: например, контролировать, заполнены или нет мусорные контейнеры, есть или нет снег около подъезда. Этими инструментами мы в ближайшее время снабдим город», — прокомментировал он.