«Метрострой Северной столицы» планирует купить два новых горнопроходческих щита

При закупке новой техники компания столкнется с существенными трудностями, уверены эксперты
В конце II квартала 2023 г. компания планирует начать строительство продолжения Невско-Василеостровской линии, для этого будет использоваться щит «Надежда» /vk.com/aomsss

«Метрострой Северной столицы» (МССС) в 2023 г. планирует купить 759 единиц техники и оборудования, включая два новых горнопроходческих щита. Как рассказали «Ведомостям» в пресс-службе компании, МССС продолжит выкупать активы обанкротившегося «Метростроя», а также будет приобретать новую технику.

Напомним, что в рамках осенней корректировки бюджета на 2022 г. Смольный выделил МССС в виде бюджетных инвестиций 14,148 млрд руб. За счет этой суммы компания должна досрочно погасить кредиты и займы перед ВТБ и ООО «Таск» на 6,26 млрд руб., а оставшаяся сумма пойдет на приобретение оборудования и активов.

В частности, 4,5 млрд руб. МССС должен направить на выкуп у «Метростроя» и «СМУ-9 метрострой» негорнопроходческого оборудования. Еще 3,37 млрд руб. пойдут на приобретение единого производственно-технологического комплекса «Метростроя», в который входит завод ЖБИ, площадки по созданию эскалаторов, управление механизации, где осуществляется ремонт, хранение и санация техники.

В 2023 г. компания намерена приобретать и новое оборудование, в том числе купить два новых тоннелепроходческих щита, 46 укладчиков, электровозов, погрузчиков и конвейеров, 61 единицу техники для производства бетонных работ, 29 электрогидравлических роботов-разрушителей, породопогрузочных и подъемных машин и другое оборудование.

Как рассказали в КРТИ, сейчас МССС не ведет щитовую проходку, по текущим объектам основные горнопроходческие работы уже завершены. В конце II квартала 2023 г. компания планирует начать строительство продолжения Невско-Василеостровской линии, для этого будет использоваться щит «Надежда», который сейчас проходит санацию. В собственности МССС есть один выкупленный у старого «Метростроя» щит, еще пять находятся в аренде. Но как прокомментировали в компании, без новых щитов для строительства всех запланированных на сегодняшний день линий не обойтись.

«В горизонте до 2032 г. запланировано возведение 21 станции. Для выполнения производственной программы необходима закупка, в том числе современных тоннелепроходческих комплексов», — прокомментировали в пресс-службе МССС, добавив, что компания будет покупать либо отечественное оборудование, либо производимое в «дружественных» странах.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что выкупленное у старого «Метростроя» оборудование позволит поддерживать деятельность существующих эскалаторов, вагонного парка, ремонтной базы и т. д. Однако найти поставщиков нового оборудования и техники на следующий год будет сложнее, а перед МССС стоит задача по наращиванию объемов строительства.

Генеральный директор СРО «Объединение строителей Санкт-Петербург» Алексей Белоусов рассказал, что МССС может столкнуться с проблемой поиска производителя проходческих щитов. До конца февраля основным поставщиком такого оборудования оставалась Германия, но из-за санкций ситуация изменилась. «Можно попробовать привезти параллельным импортом, если так не получится, то надо будет искать среди «дружественных» стран. Но я боюсь, что за бюджетный год щиты сделать невозможно», — прокомментировал эксперт.

Еще одним вариантом теоретически может стать Ясиноватский машиностроительный завод в ДНР, который является одним из лидеров в производстве проходческой техники широкого назначения. Но сейчас предприятие находится в зоне СВО, напомнил Белоусов. «Если будет возможно разместить заказ там, то это будет большой удачей для Петербурга», — рассказал он.

Зарубежным поставщиком может выступить Китай, уверен главный редактор проекта «Все о транспорте Петербурга» Владислав Булгаков. Он отметил, что Поднебесная – лидер строительства метро в мире и уже имеет зарубежный опыт его реализации в Иране. В то же время эксперт не исключает, что Китай может отказаться от сотрудничества с Россией из-за вторичных санкций. Обойти их позволит только поставка параллельным импортом, однако в этом случае заказчик может столкнуться с проблемами гарантийного обслуживания, поставки запчастей и т. д.