Sitronics испытал в Ленобласти прототип электросудна на водороде

Запуск серийного производства станет возможным только при крупном заказе и господдержке, считают эксперты
Испытания прошли в акватории Невы в Ленинградской области /Sitronics Group

Sitronics Group и центр водородных технологий АФК «Система»  провели на Неве в Ленинградской области испытания прототипа электросудна Ecovolt, работающего на водороде, сообщила пресс-служба компании.

«Наш катамаран стал первым российским судном-прототипом, работающим на водороде», — прокомментировал президент Sitronics Group Николай Пожидаев.

Стоимость прототипа судна в компании не раскрывают. Как пояснили изданию «Ведомости Северо-Запад» в пресс-службе Sitronics Group, речь идет о «нескольких сотнях миллионов рублей».

При разработке двигателя применили технологию электрохимического преобразования топлива в электроэнергию, которая питает аккумуляторную батарею судна. Применение водорода позволяет увеличить дальность хода электрокатамарана до 20 часов без дополнительной заправки.

По словам Пожидаева, в перспективе новую разработку можно будет использовать как для круизных, так и для грузовых судов. «На сегодняшний день это самый экологически чистый и перспективный вид топлива. Кроме того, сегодня он и самый энергоэффективный с высоким КПД топливных элементов», — добавил он.

О компании

АО «Ситроникс», по данным «Спарк-Интерфакс», зарегистрировано в Москве в 2002 г. с уставным капиталом 2,7 млрд руб. Выручка от продажи у компании в 2021 г. составила 5,8 млрд руб., а в 2022 г. – 11,6 млрд руб. При этом чистая прибыль сократилась с 717,07 млн руб. в 2021 г. до 385,6 млн руб. – в 2022 г.
ООО «Эмпериум» входит в Sitronics Group. Компания занимается производством судов на электрической тяге. Верфь расположена в Отрадном Ленинградской области.

Однако пока судно останется лишь прототипом, о начале серийного выпуска речи не идет, уточнили в пресс-службе. «В будущем [технология водородного двигателя] может стать тиражируемой при удешевлении процесса производства водородного топлива и развития инфраструктуры для заправки», — добавил собеседник издания.

Отметим, что проект компании Sitronics с прототипом работающего на водороде электросудна – не единственный в России. В конце февраля на Зеленодольском судостроительном заводе (входит в СК «Ак Барс») было заложено экспериментальное прогулочное судно, которое использует технологию водородных топливных элементов, писали «Ведомости». Судно проекта 00393 разработано петербургским ЦКБ «Балтсудпроект» (входит во ФГУП «Крыловский государственный научный центр»). Его строительство ведется по контракту с Минпромторгом РФ, стоимость проекта –  634 млн руб.

Гражданские суда с использованием элементов двигателя на водородном топливе на данный момент уже используют за рубежом. В Нидерландах весной этого года было спущено на воду первое судно Antoni, оснащенное двигателем на водородных топливных элементах. Создание проекта субсидировалось правительством королевства.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты говорят, что в ближайшие годы не стоит ждать начала серийного производства судов на водороде. В первую очередь это связано с высокой себестоимостью производства водородного топлива, которая в зависимости от способа выпуска может варьироваться от $2,5 до $10 за 1 кг. Для массового использования технология должна иметь экономическую эффективность.

Генеральный директор компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров считает, что серийное производство может быть запущено только при появлении крупного заказчика в виде государственной структуры. Так, Sitronics уже смог реализовать проект по серийному выпуску прогулочных электросудов благодаря поддержке властей Москвы. Напомним, что выпущенные компанией первые 10 электросудов запустили на регулярный водный маршрут по Москве-реке в июне этого года. Водный транспорт строится по контракту между мэрией Москвы и ОАО «Пассажирский порт» (часть группы ООО «Водоходъ»), всего предусмотрено строительство 21 судна, 23 причалов нового типа, шести зарядных станций, двух пунктов отстоя флота.

По словам эксперта, для того, чтобы заинтересовать властей в новой технологии, должен быть выпущен пилотный проект, что компания и сделала. «История с проектом на водородном топливе должна быть реализована на уровне реального образца, чтобы предложить мэрии Москвы или Смольному для дальнейшего обсуждения. Это наиболее простой путь в серию», — резюмировал Бурмистров.

По оценке партнера Strategy Partners Алексея Волостнова, при наличии заказа проект смогут запустить в серию уже через 3-5 лет. «С учетом устаревания флота и значительного спроса на его обновление проект, в случае реализации, имеет все шансы быть коммерчески успешным. Важным фактором успеха станет возможность локализации производства основных узлов: навигация, системы управления, двигательная установка», — отмечает эксперт.