Правительство Ленобласти требует от бизнесмена Ильи Трабера высадить 700 га леса
Инвестор создания нового перегрузочного комплекса в порту Приморска должен восстановить вырубленные на месте строительства деревьяАрбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградкой области 20 октября начинает слушать первое из семи дел, инициированных областным комитетом по природным ресурсам (КПР) против ООО «Приморский УПК» (основная доля принадлежит известному петербургскогому бизнесмену, миллиардеру Илье Траберу).
КПР хочет обязать компанию посадить новые деревья вместо вырубленных на территории Рощинского лесничества в районе Приморска. Речь идет об участке, на котором инвестор ведет строительство инфраструктуры универсального перегрузочного комплекса (УПК).
Что Трабер строит в порту Приморск
ООО «Приморский УПК» возводит в порту Приморск универсальный глубоководный портовый комплекс мощностью 65 млн т годового грузооборота — это более 20% от общего грузооборота российских портов Балтийского бассейна. Основные виды грузов, которые будут обрабатываться в порту, – уголь, минеральные удобрения, контейнеры, генеральные грузы и сельскохозяйственная продукция. Проект увеличит мощности порта Приморск почти в 2,5 раза — с 50 до 115 млн т. Заявленные в проект инвестиции — 275 млрд руб.
ООО зарегистрировано в сентябре 2017 г. в Выборгском районе Ленобласти. Владельцы: Илья Трабер (31,67%), Владимир Даниленко (21,17%), Рамис Дебердеев (20,34%), Артем Бегун (15,83%) и кипрская Wandlower Consulting LTD (5%).
Все семь исков КПР к «Приморскому УПК» зарегистрированы в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области 16 августа. Как сообщил «Ведомостям» заместитель председателя комитета Олег Батищев, перед началом строительства портового комплекса компания и КПР заключили договоры аренды лесных участков. В них имеется ссылка на норму Лесного кодекса РФ, обязывающую «Приморский УПК» провести работы по компенсационному лесовосстановлению — засадить деревьями такую же территорию, на которой они были вырублены. Согласно условиям договоров, компания должна была сделать это не позднее 10 июня 2020 г. «Предметом спора является невыполнение арендатором обязанности по проведению лесовосстановления или лесоразведения», — сообщил чиновник.
В КПР отказались уточнять, какую именно площадь земель лесного фонда арендовал «Приморский УПК», сославшись на режим коммерческой тайны, которую, по словам Батищева, компания установила в отношении всех семи договоров в ноябре 2021 г. По данным самой компании, размещенным на официальном сайте, общая площадь портового комплекса должна составить 760 га, включая искусственный земельный участок площадью 27 га. Таким образом, речь может идти о необходимости восстановления около 700 га леса. Для сравнения, это территория 1400 футбольных полей.
Юрист по экологическом праву, руководитель программ МРОО «Новый экологический проект» Анастасия Филиппова полагает, что в данном случае стоит говорить не столько о недобросовестном поведении «Приморского УПК», сколько о почти полном отсутствии в Ленинградской области участков, где можно было бы провести лесовосстановление. По ее данным, в Рощинском лесничестве, где компания вырубила лес, и в соседнем Северо-Западном лесничестве, подходящих участков нет. В одном из самых отдаленных лесничеств — Бокситогорском — для компенсационного лесовосстановления согласовано лишь 99 га, и это труднодоступные участки без подъездов, расположенные на большом расстоянии друг от друга – от 0,5 до 4 га, заливные и заросшие мелколесьем.
Глава департамента лесного комплекса КПР Николай Волчуга сообщил, что по состоянию на 1 июля 2022 г. площадь земель лесного фонда Ленобласти, переданных в чье-либо пользование, составляет 5,3 млн га. Общая площадь таких земель в регионе достигает 5,7 млн га. КПР сдал в аренду либо передал для других видов использования 93% всех лесных угодий региона.
Филиппова, подчеркивает, что никакая компания не может сажать деревья на территории, которой управляет кто-другой. «Почти весь лес региона находится в аренде, соответственно, лесовосстановлением на вырубках занимается арендатор. Земли населенных пунктов стремятся застраивать, а вовсе не засаживать лесом. Видимо, «Приморскому УПК» сложно найти компактно расположенные участки нужной площади, ведь речь идет почти о 700 гектарах», — подчеркнула она.
В КПР не стали комментировать вопрос о том, была ли предоставлена компании возможность выполнить условия договоров аренды в части лесовосстановления. Получить комментарий «Приморского УПК» не удалось. «Ведомости» будут следить за ходом судебного разбирательства.