Заправки для электромобилей в Петербурге остаются недозагруженными

Загрузка ЭЗС в Петербурге составляет в среднем 2% при оптимальном показателе 10-20%
Средняя стоимость технического присоединения ЭЗС в Петербурге составляет 5,54 млн руб. /Freepik

Средняя загрузка зарядной инфраструктуры для электромобилей в Санкт-Петербурге составляет менее 2%, что делает развитие таких проектов на данный момент невыгодным. Об этом рассказал председатель профильной комиссии по инвестициям Законодательного собрания Петербурга Дмитрий Панов в рамках заседания, посвященного развитию рынка электромобилей в городе, передает корреспондент «Ведомости Северо-Запад».

Панов рассказал, что в городе сейчас работает около 215 ЭЗС, а количество зарегистрированных электрокаров составляет порядка 2700. В результате на 12 электрокаров приходится 1 заправка.

При этом власти Петербурга прогнозируют кратный рост количества электромобилей в течение 2024-2026 гг. Так, в проекте региональной программы по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта Петербурга в течение трех лет рассматривается вариант увеличения числа электрокаров до 57 576. Однако директор СПбГБУ «Центр энергосбережения» Иван Трегубов привел менее оптимистичный прогноз. По его словам, к концу 2026 г. в городе будет зарегистрировано до 28 000 электромобилей с учетом электробусов и троллейбусов с увеличенным автономным ходом.

«На 2024-2026 гг. прогнозируется ввод 300 ЭЗС, а число электромобилей с учетом троллейбусов и электробусов вырастет до 28 000, без учета общественного транспорта – 27 500. Но прогноз построен на основе опыта дружественных стран», — прокомментировал он.

Если рост автопарка в городе будет зависеть от количества производителей и финансового благосостояния петербуржцев, то вопрос развития инфраструктуры для электрокаров напрямую связан с господдержкой, отмечают операторы заправочных станций.

Напомним, для развития ЭЗС из городского и федерального бюджета выделяют средства в качестве компенсации юрлицам и ИП до 60%, но не более 1,86 млн руб. на приобретение ЭЗС и до 30%, но не более 900 000 руб. на техприсоединение.

Заместитель гендиректора по развитию «Пункт-Е» Александр Мироненко оценил среднюю стоимость технического присоединения ЭЗС в Петербурге в 5,54 млн руб., а с учетом оборудования и применения субсидий сумма вырастает до 6 млн руб. и больше.

«В России сейчас 50 операторов, а машин мало. Публичная сеть зарядных станций у всех убыточна, потому что клиентов мало, но мы смотрим в будущее. Да, 2% загрузки есть такая цифра у некоторых операторов, у кого-то чуть больше», — прокомментировал он.

Кроме того, на дорожной сети и придомовых территориях существуют ограничения по установке ЭЗС, рассказала председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева.

По ее словам, если в публичных местах возникают трудности при согласовании земельных участков с властями города, то на придомовых территориях против установки ЭЗС могут выступить собственники жилья.

Опрошенные «Ведомостями» участники рынка зарядных станций рассказали, что для окупаемости проектов ЭЗС ежедневная загрузка должна быть в 10-20 раз выше нынешних показателей.

«Однако загрузку в 20% можно достичь только с учетом корпоративных автопарков: такси, каршеринги, службы доставки и т. д. Без них такого показателя можно достичь только в тех регионах, где почти нет конкуренции», — рассказал Мироненко.

Он уточнил, что на уровне региональных властей в Москве и Нижнем Новгороде уже практикуют субсидирование таксопаркам покупки электрокаров, что позволяет поддерживать нагрузку на зарядные станции, в Петербурге такая мера не действует.

Вместе с этим в странах, где развит электротранспорт, «хорошим» показателем загрузки ЭЗС считается 15-20%, уточнила Гордеева. По словам Мироненко, в США Tesla начинает увеличивать число зарядных станций при загрузке 24-26%.

Панов рассказал корреспонденту «Ведомости Северо-Запад», что в течение этого года в Законодательное собрание уже поступят законопроекты по развитию зарядных станций. «В течение двух месяцев мы сформулируем в виде законодательных актов ряд проектов. В этом году целый ряд инициатив может выйти из петербургского парламента по развитию зарядной инфраструктуры, нужно дисциплинировать процесс их развития», — резюмировал депутат.