Егор Теплов-Барейша: «Импортерам спецтехники нужны прозрачные правила игры»

Руководитель «РуссВыставки» и АИПС — о сложностях импорта спецтехники на фоне санкций
Егор Теплов-Барейша /Из личного архива

Компания «РуссВыставка» с 4 по 6 сентября проведет в петербургском «Экспофоруме» первую международную выставку специальной техники Eurasian Construction Technology. В начале делового сезона Северо-Западный регион станет оптимальной площадкой для встречи дистрибьюторов, дилеров, производителей спецтехники с представителями власти. Мероприятие будет организовано при поддержке Ассоциации импортеров и производителей спецтехники (АИПС), созданной в декабре 2023 г. Новая структура на рынке спецтехники взяла на себя важную миссию: стать медиатором между госструктурами и представителями бизнеса, а главное — создать правила игры для импорта спецтехники в Россию в непростых геополитических условиях.

В интервью «Ведомостям» руководитель АИПС и «РуссВыставки» Егор Теплов-Барейша рассказал о том, как изменился импорт спецтехники в России после ввода санкций, с какими сложностями сталкиваются дилеры при ввозе товаров в страну, а также чем важен баланс между продукцией отечественного и зарубежного производства.

— С 4 по 6 сентября в Петербурге пройдет первая выставка Eurasian Constriction Technology. Почему для ее проведения была выбрана именно Северная столица?

— На рынке спецтехники уже есть успешные мероприятия, которые проводились в Москве. Но, обсудив вопрос с рядом импортеров, дистрибьюторов и дилеров спецтехники, мы пришли к выводу, что пора создать что-то новое. Во-первых, провести выставку в другой сезон — не весной, а осенью. Во-вторых, выбрать другой регион. Мы решили, что это должен быть крупный город с точки зрения экономики и потенциала. Поэтому Петербург был самым удачным вариантом. Здесь находятся штаб-квартиры многих компаний по импорту спецтехники, нефтегазовому и инфраструктурному строительству. Если берем весь Северо-Запад, здесь расположены предприятия, работающие в сферах горнодобывающей и лесозаготовительной промышленности, складские комплексы и многие другие.

— Какие компании примут участие в выставке?

— В выставке примут участие больше 100 компаний, а число посетителей составит более 10 000 человек. Среди участников будут предприятия, которые продают спецтехнику, производят ее, занимаются комплектующими (шины, запчасти, масла, реагенты) и навесное оборудование. Это также компании, оказывающие финансовые услуги и страхование. Будет достаточно большой пул компаний. Кроме того, на выставке будет деловая программа, которая охватит все секторы мероприятия при участии различных партнерских ассоциаций, госструктур и представителей компаний.

— Каких результатов ожидаете от выставки?

— Мы хотим удовлетворить потребности участников и посетителей. Выставка в начале делового сезона — это такая площадка, где компании могут вновь встретиться, пообщаться, найти новых клиентов и более качественно начать подготовку к следующему году и бюджетированию. Потому что закупка спецтехники — это длительный процесс, тендеры, серьезные контракты. Надо понимать, что ты планируешь покупать, а для этого нужно встречаться с поставщиками, владеть информацией на рынке и понимать тренды. Мы также проведем на площадке форума расширенное заседание нашей Ассоциации, подведем промежуточные итоги и будем обсуждать план работ на 2025 г.

— Ваша компания – АО «РуссВыставка» – была зарегистрирована в 2022 г. Это год, на который пришелся основной пик антироссийских санкций. Как появился запрос на компанию, которая организует выставки и конференции на тему спецтехники в столь непростых условиях?

— С 2010 по 2018 гг. у меня был опыт в компании крупного дистрибьютора спецтехники в России. Следующие пять лет я работал в международном выставочном операторе, который проводил промышленные выставки. Имея опыт и в спецтехнике, и в выставках я принял решение создать что-то свое — так появилась компания, которая помогает в проведении подобных мероприятий. Помимо этого мы организуем специальные ивенты для своих клиентов и сотрудников, а также проводим аналитику рынка и организуем взаимодействие с госструктурами.

— В декабре 2023 г. вы учредили уже Ассоциацию импортеров и производителей спецтехники. Почему назрела такая необходимость?

— «РуссВыставка» вместе с компанией «Инстройтехком» выступили инициатором появления такой Ассоциации. Мы хотим донести до государства ряд идей и мыслей, инициировать некоторые изменения в законы и документы. Например, четко определить, кто такой импортер, дистрибьютор и дилер по спецтехнике. Дело в том, что государственные структуры воспринимают импортеров спецтехники и дистрибьюторов как продавцов. Мол, купили продукт за рубежом, привезли в Россию, продали, получили маржу и все. А покупатель потом начинает искать, как обслужить технику, где взять запчасти, кто поможет провести ТО и так далее. Так действительно работают мелкие игроки. Но настоящие импортеры решают все эти вопросы сами: поставляют технику, обслуживают ее, гарантируют качество сервиса и решают нестандартные задачи.

Первый съезд у нас состоится 20 марта 2024 г. На нем мы планируем представить дорожную карту для импорта спецтехники, а в дальнейшем ее утвердить. Также выслушаем мнения импортеров и производителей, чем еще можно дополнить план мероприятий, цели и задачи, чтобы удовлетворить потребности всех участников рынка. На мероприятии также будут представители государственной власти: Минпромторг России, Евразийская экономическая комиссия, Федеральная таможенная служба и др.

— На сайте Ассоциации сформирован перечень задач, которые организация планирует решить. Какая из них наиболее приоритетная?

— Это развитие цивилизованного импорта в целом. Вместе с государством мы хотим выработать правила игры для импортеров, дилеров, дистрибьюторов и иностранных производителей, которые хотят поставлять спецтехнику в Россию. Чтобы импортеры, а это, по сути, российский бизнес, были защищены во всех смыслах. Чтобы когда новый бренд приходит в страну, ему помогли разобраться, какую технику поставлять, как ее обслуживать, кто будет ее покупать. Также необходимо договориться о критериях качества ввозимой продукции и условиях, при которых иностранный производитель будет заинтересован в локализации производства. А это и трансфер технологий, и рабочие места, и налоги в бюджет.

— Ассоциация также ставит перед собой задачу по снижению импортных пошлин. Как это планируется сделать?

— Мы считаем, что система повышения или понижения пошлин должна быть прозрачной и понятной. И предлагаем привязываться к потребностям рынка и качеству продукции. Наши коллеги из Ассоциации «Росспецмаш» уже поднимали вопрос о разработке критериев качества ввозимой продукции. Однако здесь возникает дилемма: как и кем эти критерии будут выработаны.

Мы считаем, что в решении этого вопроса должны принять участие импортеры и иностранные производители. Чтобы их голос был услышан, а мы нашли компромиссное решение. Минпромторг может использовать практику из фармацевтики — GMP (Good manufacturing practice. — «Ведомости»). Например, чтобы специалисты выезжали на предприятие в Китай, инспектировали его, делали заключение о соответствии стандартам качества и сертифицировали технику. Затем, если на таможне информация о качестве подтверждается, то ввозимая техника получала бы минимальную пошлину. Если она не соответствует стандартам — попадает на уровень заградительных пошлин 30-40%. Нам кажется, это было бы справедливо.

Помимо этого возникают вопросы, связанные с получением электронных паспортов на технику. Участникам рынка не всегда понятно, как зарегистрировать машину, в какой орган и как обращаться. Государство также делает большую работу, реализуя огромные программы поддержки бизнеса. Однако бизнес жалуется, что не может в них разобраться и воспользоваться. Ассоциация может стать медиатором между государством и импортерами, «переводить» – что они хотят сказать друг другу и какую услугу получить.

— Если говорить про импорт спецтехники в России в целом, как он изменился после ввода санкций?

— Достаточно сильно. Связано это с тем, что бренды из Франции, Германии, США, Италии, Японии, Южной Кореи и других стран перестали поставлять спецтехнику в Россию. Кто-то сделал это резко, кто-то плавно, кто-то не хочет уходить, но поставки делать не может. Поэтому дистрибьюторы и импортеры спецтехники продолжают большую работу по поиску новых партнеров в Китае, Индии, Турции и даже Иране. Однако нужно не просто найти производителей и организовать поставки, но также адаптировать работу спецтехники под российские реалии и те требования, которые выдвигаются нашими заказчиками. Наши потребители привыкли к высокому уровню сервиса, бесперебойной поставке запасных частей, техобслуживанию и так далее. Поэтому нам пришлось с некоторыми импортерами проходить этот путь заново,

— Кто сегодня лидирует на рынке импорта спецтехники?

— Сегодня это китайские бренды, которых достаточно много. Если говорить про спецтехнику, то лидеры — XCMG (Китай),  SANY (Китай), ОЗБТ (Россия), LiuGong (Китай), Shantui (Китай), КАМАЗ (Россия), «Завод дорожных машин» (Россия), Mesda (Китай), Zoomlion (Китай).

— Продолжая тему китайских брендов. По итогам 2023 г. в России 99,22% средних колесных погрузчиков импортируются именно из этой страны. Как вы считаете, можем ли мы настолько полагаться на импортную технику в таких пропорциях?

— Я считаю, что неправильно такой стране, как Россия полностью зависеть от импорта. Думаю, что эта ситуация временная. Сейчас правительство, Минпромторг и другие структуры предпринимают много усилий, чтобы обеспечить собственное производство, и тому много доказательств. Например, недавно открыли завод полного производственного цикла по выпуску тракторов. Это первый завод такого типа, построенный с нуля за 52 года.

Отвечая на ваш вопрос, скажу, что зависимость по какому-либо направлению на 100% от импорта неприемлема, тем более по такому направлению, как спецтехника. Я думаю, что в России эта ситуация будет сбалансирована, но не без участия иностранных производителей, которые будут заинтересованы в локализации своих производств.

— Не стоит ли диверсифицировать страны по импорту спецтехники?

— Стоит. Вопрос в том, что не все страны мира специализируются на производстве спецтехники. Другая проблема в том, что многим государствам сложно конкурировать по производству именно с Китаем. Он выигрывает по сравнению с другими странами: там дешевые деньги низкие процентные ставки по кредитам, благоприятные климатические условия для строительства предприятий (не нужно тратить много энергии на отопление). Но я считаю, что в любом случае нужно строить баланс из общего импорта и внутреннего производства. Это позволяет обеспечить трансфер технологий через локализацию производства. Потому что невозможно в современном мире все технологии создавать в одной стране, должна быть кооперация, и это абсолютно нормально.

— Отдельный тренд – снижение влияния на экологию. Как его соблюдать, если мы не сами производим технику, а импортируем?

— Тренд на экологию идет давно. Для новой спецтехники создаются современные двигатели внутреннего сгорания. На мировом рынке недавно представили новый электрический грузовик от компании Volvo. Когда мы опубликовали это в своем информационном канале, коллеги из Беларуси сразу прислали видео своего электрического грузовика компании МАЗ. Он по внешним и техническим показателям не уступает своим западным аналогам, работает на электрическом двигателе, не загрязняет атмосферу, но при этом выполняет все свои функции. Также есть специальные средства контроля, которые долгое время устанавливаются на машинах, позволяют экономить ресурсы и не использовать спецтехнику впустую.

— Как думаете, в каком направлении будет развиваться рынок спецтехники в России в ближайшие годы?

— Во-первых, я думаю, что у нас сохранится тренд на локализацию. Во-вторых, продолжится создание собственных отечественных производств с нуля. Также в спецтехнику внедряется большое количество технологий. Это дроны, которые позволяют отслеживать ландшафт, где работает спецтехника, корректировать ее действия и так далее. Применяются и беспилотные системы, когда за штурвалом самосвала или экскаватора никого нет, есть только оператор, который сидит в офисе за компьютером, или машина работает по заданной программе и отрабатывает операции. И, конечно, продолжится тренд на экологию.

Недавно в своем послании президент Владимир Путин обозначил перспективу больших строек. Это обходы вокруг городов, скоростные магистрали, реконструкция более 70 аэропортов, жилищное строительство, темпы которого уже превысили 110 млн кв. м и снижаться не собираются, спортивные объекты и так далее. Страна у нас большая, климатические зоны разные, но везде техника должна работать бесперебойно 24/7, чтобы обеспечивать рост экономики страны. Бесперебойная механизация – это важная и колоссальная работа для развития страны, которую делают отечественные импортеры, дистрибьюторы и дилеры спецтехники.

Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & Северо-Запад».