Смольный ждет восстановления объемов производства городских автозаводов в 2025 г.

Но эксперты считают, что выйти на уровень досанкционного 2021 г. в ближайшие годы не получится
В количественном выражении Hyundai в 2021 г. выпустил с конвейера 234 000 автомобилей, Nissan – 100 000, а Toyota – более 80 000 /Freepik

Объем производства на автозаводах Санкт-Петербурга может вернуться к показателям досанкционного периода уже в 2025 г. за счет смены собственников. Об этом на заседании городского правительства во вторник, 26 марта, рассказал председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию (КЭПиСП) Алексей Зырянов.

«По итогам 2024 г. мы к цифрам 2021 г. не подойдем, но увидим рост в этом секторе. Думаю, что достаточно хорошие перспективы, так как идет замещение. С учетом того, какой объем мы производили, думаю, что эти три завода заработают и восстановятся в полной мере в 2025 г.», — рассказал Зырянов.

Напомним, по данным Петростата, в 2021 г. объем отгруженных товаров и услуг петербургскими предприятиями, выпускающими автомобили и прицепы, достиг 532,2 млрд руб. После введения антироссийских санкций работающие в городе автозаводы иностранных концернов приостановили работу, позже они перешли под контроль российских собственников. В результате в 2022 г. объемы отгруженной продукции упали до 131,7 млрд руб., а в 2023 г. – и вовсе до 12,3 млрд руб. Таким образом, в прошлом году автозаводы отгрузили меньше 2,5% продукции от объемов досанкционного периода.

Власти Санкт-Петербурга рассчитывают, что возвращение к «докризисным» показателям 2021 г. может произойти за счет перезапуска производств на всех трех автозаводах благодаря российским компаниям.

«Знаем, что у нас на бывшем заводе Toyota заключено соответствующее соглашение с НАМИ. Знаем о планах по выпуску на заводе электромобилей, соответствующие работы ведутся. По бывшему заводу Hyundai также прошла сделка с «Арт-финанс», начался выпуск автомобилей под маркой Solaris. Также по Nissan мы видели уже новые машины, которые начали выпускать на нашем заводе», — прокомментировал глава КЭПиСП.

Напомним, что в 2023 г. было запущено мелкосерийное производство машин на бывшем заводе Nissan, на базе которого при участии «АвтоВАЗа» создано ООО «Автозавод Санкт-Петербург». В этом году предприятие планирует выпустить 25 000 новых автомобилей модели Xcite Cross-7. Бывший завод холдинга Hyundai в Сестрорецке полностью вышел из простоя только в январе 2024 г. после продажи актива российской компании «Арт-финанс». Ожидается, что серийная сборка на этой площадке возобновится во II квартале 2024 г. Судьба бывшей площадки Toyota в Шушарах до сих пор остается под вопросом. В 2023 г. завод перешел в собственность подведомственного Минпромторгу РФ ФГУП «НАМИ». Обуховский завод (входит в «Алмаз-Антей») планировал выпускать на площадке электромобили E-Neva и грузовики БАЗ-S36A11. Но пока проект не был запущен. СМИ сообщали о планах Минпромторга РФ передать завод в управление совместного предприятия «КамАЗ» и «Газпрома» для производства автомобилей Aurus, но официальных сообщений об этом не последовало.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты не разделяют оптимизм Смольного. Они отмечают, что пока новые владельцы заводов только пытаются загрузить мощности. В ближайшие годы выйти на уровень производства 2021 г. не получится, так как для этого необходимо нарастить выпуск более чем на 90% и увеличить оборот заводов в 32 раза.

Доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург, руководитель магистерской программы «Финансовые инструменты в экономике» Артем Голубев напоминает, что иностранные компании долгие годы выстраивали производство автомобилей в Петербурге. «Выстраивание автокластера в Петербурге заняло 10-15 лет. Вместе с иностранными автопроизводителями открывались производства по выпуску комплектующих», — прокомментировал эксперт.

Так, в количественном выражении Hyundai в 2021 г. выпустил с конвейера 234 000 автомобилей, Nissan – 100 000, а Toyota – более 80 000. На данный момент публично заявлялось только о возможном выпуске в 2024 г. до 25 000 автомобилей на бывшем заводе Nissan под брендом Xcite, отмечает независимый консультант Сергей Бургазлиев.

Эксперт обращает внимание, что бывшая площадка Toyota до сих пор остается незагруженной. «Возможно, этот завод займет Aurus, но процесс налаживания производства займет определенное время. К тому же компания, очевидно, будет заниматься выпуском машин бизнес-класса», — рассказал Бургазлиев.

Он подчеркнул, что официально не были озвучены дальнейшие планы и перспективы развития бывшей площадки Hyundai. «Для восстановления рабочих мест, сохранения компетенций и технологий можно обратиться к опыту «Автотора». Компания работает с четырьмя китайскими партнерами, предоставляя им комфортные условия и не забывая о собственной диверсификации в принятии решений», — прокомментировал Бургазлиев.

Эксперты не исключают, что в будущем автозаводы могут и вовсе перепрофилировать. Голубев обратил внимание, что такие прецеденты уже были. Напомним, бывшую площадку Ford во Всеволожском районе арендовал «Слотекс» для выпуска мебельных компонентов. «Худший сценарий для автозаводов – перепрофилирование, но в случае отсутствия других вариантов такое решение могут принять в администрации города», — резюмировал эксперт.