НЭО в этом году рассчитывает заключить пилотный контракт на поставку RDF

Но проект может столкнуться с трудностями из-за нехватки в РФ потребителей такого топлива
«Волхонка» готова перерабатывать 20% в RDF-топливо от общего объема отходов КПО /НЭО

«Невский экологический оператор» (НЭО) рассчитывает в этом году заключить пилотный контракт на поставку альтернативного RDF-топлива, выработанного из мусора, которое будет производиться на комплексе переработки отходов (КПО) «Волхонка» в Санкт-Петербурге. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» сообщила генеральный директор НЭО Екатерина Горшкова, уточнив, что оператор планирует подписать контракт с заводом по производству цемента. 

«Мы проработали вопрос, связанный с возможностью поставок RDF-топлива цементным заводам, расположенным в ближайших регионах, пока речь идет об одном контракте», – уточнила Горшкова, добавив, что на КПО «Волхонка» уже произведены пробные партии RDF-топлива. Лабораторные исследования показали, что качество продукта соответствует ГОСТу. Горшкова отметила, что объем и стоимость поставок будут зависеть от условий контракта, на данный момент этот вопрос прорабатывается. 

Напомним, что КПО «Волхонка» создают на базе уже существовавшего ранее имущественного комплекса ГУП «Завод по механизированной переработке бытовых отходов» (МПБО-2) на Волхонском шоссе в Петербурге. Объем инвестиций в проект составляет порядка 6 млрд руб. I очередь  объекта была введена в эксплуатацию 28 декабря прошлого года. Она позволяет перерабатывать 200 000 т отходов в год. II очередь, по словам Горшковой, будет введена в апреле текущего года. Она позволит перерабатывать еще 400 000 т отходов в год. Таким образом, суммарная годовая мощность объекта составит 600 000 т. Горшкова пояснила, что I очередь объекта уже включает мощности по производству RDF-топлива, с вводом II очереди они будут увеличены. 

В структуре всех твердых коммунальных отходов, которые поступают на КПО, 15% приходится на вторичные материальные ресурсы (пластик, стекло, металл, бумага). Еще около 40% составляет органика, которая перерабатывается методом компостирования. Примерно 25% – это неутилизируемые фракции, которые подлежат захоронению (так называемые хвосты). Для выработки RDF-топлива можно использовать около 20% поступающих отходов, то есть применительно к «Волхонке» речь может идти  примерно о 120 000 т в год.

По словам Горшковой, КПО «Волхонка» готов перерабатывать эти 20% в топливо: мощности и технологии для этого есть, но на текущий момент не сформирован рынок сбыта. И если оператору не удастся заключить контракт на постоянные поставки такого топлива, эта часть отходов также будет подлежать захоронению в виде первичных отходов либо уже произведенного топлива. 

Опрошенные изданием эксперты отмечают, что практика преобразования части отходов в альтернативное топливо – это один из шагов к экономике замкнутого цикла. Однако на практике ее реализация сталкивается со сложностями как с точки зрения экономической модели, так и технологической специфики. Поэтому рынок RDF в России так и не сформирован, и инициативы НЭО могут остаться нереализованными. 

Как отмечает директор по продажам и развитию бизнеса компании SetСleanTech Ростислав Баскаков, потенциальными потребителями RDF-топлива являются преимущественно цементные заводы. Они готовы использовать RDF-топливо в виде гранул. Также потребителями могут стать металлургические заводы и теплоэлектростанции, которые работают на смешанном топливе, однако таких в России немного. 

В традиционном варианте цементные заводы используют в качестве топлива уголь и газ. Один завод может принять порядка 100 000–200 000 т RDF-топлива в год для частичной замены традиционного топлива. Такая модель позволяет избежать «перекосов» температурного режима, отметил Баскаков. 

«Цементные заводы высокозависимы от энергии, а производство цемента чувствительно к изменению температуры в самой печи. Когда температура в печи падает, идет изменение в производственном процессе», – пояснил он. Баскаков отметил, что заводы, помимо соответствия ГОСТу, имеют специфические требования к альтернативному топливу (калорийность, наличие или отсутствие  определенных химических элементов). Соответственно, вопрос состоит в том, способен ли оператор обеспечить лабораторный анализ и предоставить нужный продукт с учетом необходимой спецификации. 

Заведующий кафедрой экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Александр Карлик полагает, что основная сложность состоит в самой экономике процесса, поскольку частичный переход на альтернативное топливо потребует от предприятий вложения средств на модернизацию. По его данным, в России работают 246 цементных заводов, однако вопрос состоит в том, намерены ли предприятия менять уже привычную стратегию и вкладывать средства в использование альтернативного источника энергии. По оценкам Баскакова, которая производилась для одного из российских цементных заводов, инвестиции в модернизацию для перехода на RDF-топливо могут составлять до 300 000 евро. Однако сумма может отличаться в зависимости от конкретного завода. 

Заместитель генерального директора ООО «Институт проектирования, экологии и гигиены» Леонид Шимарек в разговоре с изданием также отмечал, что еще один риск –  конфликт с рынком традиционных источников энергии. Поэтому использование RDF-топлива должно регулироваться на законодательном уровне, полагает он.