«Глобал Портс» в I квартале увеличил контейнерооборот на Балтике в 10 раз

Стимулами для роста стала перевалка удобрений и автомобилей, отмечают эксперты
Контейнерооборот холдинга в Балтийском бассейне по итогам I квартала 2024 г. отстает от уровня I квартала 2021 г. в 2 раза /Global Ports

Стивидорный холдинг «Глобал Портс» (входит в ГК «Дело») в I квартале 2024 г. по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. в 10,2 раза увеличил грузооборот контейнеров в своих терминалах в Балтийском бассейне. Всего за январь-март текущего года было обработано до 155 000 TEU, следует из отчета компании.

В целом в Балтийском бассейне контейнерооборот всех стивидоров вырос на 96,9% и достиг 409 000 TEU, подсчитали аналитики ГК. Доля Балтийского бассейна на российском рынке выросла с 19% в I квартале 2023 г. до 32% в I квартале 2024 г.

«Российский контейнерный рынок практически преодолел спад 2022 г. и вернулся на объемы перевалки первых кварталов 2021 и 2022 гг. В этом пути сменился лидирующий бассейн, но Балтика продолжает интенсивно восстанавливать свои позиции», — прокомментировали в компании.

Напомним, ключевыми активами ГК на Балтике являются «Первый контейнерный терминал» в Большом порту Санкт-Петербурга с пропускной способностью по причалам 1,25 млн TEU в год и «Петролеспорт» (способен переваливать 1 млн TEU контейнеров в год). Также группа осуществляет контроль над «Усть-Лужским контейнерным терминалом» (мощность по причалам 440 000 TEU в год). Также группа управляет терминалом «Моби Дик» в Кронштадте, логистическим парком «Янино» и терминалами в Финляндии. Грузооборот отдельных терминалов за январь-март 2024 г. в компании не раскрыли.

В I квартале 2023 г. общий грузооборот терминалов холдинга составил 15 300 TEU, из которых 6000 TEU пришлось на «Первый контейнерный терминал», 9000 TEU – на «Петролеспорт» (оба расположены в Большом порту Санкт-Петербурга). Оставшиеся 300 TEU пришлись на «Усть-Лужский контейнерный терминал», в кронштадтском терминале «Моби Дик» контейнеры не обрабатывались.

Как отметили в компании, рост грузооборота на Балтике произошел на фоне его падения на Дальнем Востоке. Так, в Дальневосточном бассейне группа сократила контейнерооборот на 16,9%.

Результаты «Глобал Портс» на Балтике в 2023 г.

По итогам 2023 г. общий грузооборот контейнеров в терминалах холдинга в Петербурге и Ленобласти сократился к уровню 2022 г. на 20,2% и составил 292 300 TEU. Так, ПЛП в прошлом году нарастил грузооборот контейнеров на 24,3% до 165 000 TEU. ПКТ, наоборот, сократил на 48,1% до 112 000 TEU, а в «Моби Дик» погрузка дошла до 15 000 TEU. Что касается УЛКТ, то показатель в 300 TEU не изменился, но в холдинге объяснили, что терминал перепрофилировали под обработку угля и проектных грузов.

Стоит отметить, что вместе с ростом объемов перевалки компания активно наращивала парк техники. В феврале было закуплено два перегружателя-ричстакера, один предназначен для терминала «Моби Дик» в Кронштадте, другой – для тылового терминала «Янино» в Ленобласти. В апреле в терминал «Петролеспорта» было поставлено восемь портовых тягачей и три контейнерных перегружателя-ричстакера.

Заведующий кафедрой безопасности РАНХиГС Санкт-Петербург Александр Дмитриев отмечает, что частично грузооборот контейнеров на Балтике вырос за счет выравнивания себестоимости перевозки грузов в контейнерах по сравнению с портами Дальнего Востока. Кроме того, происходит переориентация китайского импорта с маршрутов через дальневосточные порты в порт Санкт-Петербурга в связи с дефицитом пропускной способности Российских железных дорог.

После ухода иностранных контейнерных линий и резкого падения грузооборота в 2022 г. стивидоры Петербурга и Ленобласти смогли развить контейнерные линии со странами Азии, Африки и Латинской Америки и нарастить поставку разной номенклатуры грузов именно в контейнерах. Начальник информационно-аналитического отдела транспортно-экспедиторской компании «Модуль» Марина Овсянникова добавляет, что одним из основных экспортных грузов в петербургских терминалах являются удобрения. При этом перевалочные мощности региона позволяют наращивать поставки.

Напомним, с 2022 г. Global Ports заключил ряд соглашений на перевалку удобрений. В компании сообщали, что в 2022 г. «Еврохим» перевалил через «Петролеспорт» и «Первый контейнерный терминал» 1 млн т удобрений, а в прошлом году подписал новое соглашение с минерально-химической компанией на дополнительное использование балк-контейнеров для поставки удобрений. Также с 2024 г. начало действовать пятилетнее соглашение с «ФосАгро» на ежегодную перевалку в контейнерах не менее 3 млн т удобрений через терминалы Global Ports в Петербурге.

Дмитриев добавляет, что в портах Балтийского бассейна также вырос импорт китайских автомобилей за счет их поставки в контейнерах. «Наблюдаем устойчиво положительную динамику. За довольно короткий срок удалось перестроить цепочки поставок», — подчеркнул Дмитриев.

Эксперт уточнил, что полное восстановление у отдельных компаний может занять продолжительное время. Так, пока контейнерооборот Global Ports в Балтийском бассейне по итогам I квартала 2024 г. отстает от уровня I квартала 2021 г. в 2 раза.