Беспилотники ждут нацпроекта

Производители готовы включиться в его реализацию, но рассчитывают на запуск инструментов поддержки
Российские регионы уже довольно активно используют БАС для реализации собственных проектов /Freepik

В России с 2024 г. начнется активная стадия реализации нового национального проекта по развитию беспилотных авиасистем (БАС). Он предполагает поддержку производства БАС на основе отечественных разработок, для чего необходимо обеспечить производство собственных ключевых технологий и компетенций. К 1 октября все российские регионы должны были разработать и представить в Минтранс и Росавиацию региональные программы развития беспилотных авиасистем на своей территории.

Участники конференции «Беспилотные технологии: векторы развития отрасли», организованной деловым изданием «Ведомости Северо-Запад», рассказали о том, какие проекты с использованием БАС уже реализуются в регионах, в каких видах поддержки нуждаются производители и чем готова помочь система образования и высшая школа.

Опыт регионов

Российские регионы уже довольно активно используют БАС для реализации собственных проектов. Например, в Ленинградской области с 2019 г. реализуется проект по созданию цифровой картографической основы всего региона с высоким пространственным разрешением, для которого используются беспилотные технологии, рассказал председатель комитета по информатизации Ленинградской области Андрей Сытник. Специалисты производят аэрофотосъемку территории с помощью беспилотных летательных аппаратов. После анализа, обработки и преобразования аэрофотоснимков создаются ортофотопланы ─ цифровые трансформированные изображения местности.

«Это гораздо более детализированная карта, чем «Яндекс карта» или «Дубль ГИС», которая позволяет увидеть границы земельного участка, постройки на этом земельном участке и т. д. Эти данные активно применяют в работе кадастровые инженеры, сотрудники органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также подведомственные организации, в том числе при проверке документов в рамках предоставления муниципальных услуг, для выявления самовольного занятия территории и строительства, для повышения инвестиционной и туристической привлекательности региона и прочего...», – сообщил Андрей Сытник, добавив, что до конца года планируется создать картографическую основу земель лесного фонда 6 районов, а в 2024 г. на основе полученных данных планируется разработать рекомендательную и регуляторную системы по стандартам их использования.

Использование БАС уже стало трендом в самых разных сферах экономики, говорит директор сертификационного центра МАИ Светлана Лунева. Это и сельское хозяйство, и логистика, и энергетика, медицина, спорт, развлечения и даже искусство. Она отметила, что общее количество потребительских и коммерческих беспилотников в мире значительно превышает число агрегатов военного назначения. «Беспилотники за рубежом называют game-changer. То есть развитие этой индустрии изменит правила игры во многом. Это не только про авиацию, это не только про транспорт, это про логистику, это про строение городов, это про доступность каких-то сервисов для человека. Это совершенное изменение, прорыв в области транспортных систем, к которым мы с вами привыкли, к консервативным системам», – уверена эксперт.

Власти Санкт-Петербурга, которые также разрабатывают собственную программу по развитию отрасли БАС, обсуждают различные направления использования таких систем во всех сферах жизни города. Председатель комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев предложил применить беспилотные технологии в общественном транспорте города. По его мнению, эти технологии могли бы закрыть нехватку кадров. «Из 9500 сотрудников метро, автобусов, троллейбусов, трамваев, в рамках общественного транспорта не хватает всегда 2500 рабочих мест. Работа достаточно тяжелая, ответственная, люди устают, морально выгорают, и это однозначно то, что могут заменить беспилотные технологии», – подчеркнул он.

Инструменты поддержки

Чтобы беспилотные системы можно было использовать максимально широко, объем произведенных российских БАС в рамках нацпроекта в 2024 г. планируется увеличить до 11 600 штук (не включая образовательные беспилотники массой менее 1 кг) и нарастить долю отечественных БАС в общем объеме российского рынка до 42%. Ожидается, что новые инструменты поддержки в рамках нацпроекта будут запущены с 1 января 2024 г. и охватят до 70% отрасли, писал ТАСС со ссылкой на слова первого заместителя министра промышленности и торговли РФ Василия Осьмакова.

Однако производители ждут поддержки не только от государства, но и от других институтов развития и финансовых структур. Как рассказал во время конференции генеральный директор «Аэродин» Олег Одиноких, сейчас на стороне производителей наблюдается полярная структура рынка: это уже не стартапы, но еще и не корпорации. Это сегмент высокотехнологичного частного бизнеса, который активно растет и внедряет функциональные рыночные решения. Но для перехода сферы беспилотной авиации на новый уровень требуется расширение кооперации и активное вовлечение банков и институтов развития.

«Мы находимся в условиях, когда сфера БАС – это новая ниша, которая по своей привлекательности и темпам роста как минимум не уступает ИТ-сектору. При этом сейчас именно банкиры занимают наиболее сдержанную позицию: никаких специальных условий для производителей дронов предложено не было, а реальная кредитная ставка не бывает ниже 19%. Ожидаем, что финансовое сообщество включится в работу для совместного достижения целей нацпроекта и сможет обеспечить комфортные условия финансирования оборотного капитала, доступ к льготным кредитным продуктам и банковским гарантиям», – прокомментировал генеральный директор компании.

Технологии для отрасли

В Санкт-Петербурге отрасль БАС уже сформировали несколько десятков компаний, которые еще до запуска нацпроекта начали активно развивать и внедрять собственные разработки. И сегодня они рассчитывают, что нацпроект позволит их тиражировать и запустить в массовое использование.

Заместитель генерального директора Института авиационного приборостроения «Навигатор» Анатолий Шукалов привел в пример разработанный для беспилотных авиационных систем малогабаритный излучатель сквиттеров. Это радиоэлектронное оборудование для наблюдения за малыми и легкими БПЛА. «Его вес всего лишь 8 грамм. Это самое маленькое исполнение для того, чтобы можно было оснастить самые легкие беспилотники. И мы надеемся, что в самом ближайшем будущем вступят в силу нормативные акты, которые обяжут оснащать все беспилотные летательные аппараты устройствами, позволяющими идентифицировать их в воздушном пространстве», – рассказал он. Также компания разработала технологию для отслеживания движения беспилотных аппаратов – Remote ID. Она позволяет получать информацию от беспилотника о его технических характеристиках, идентификационном номере и других технических параметрах.

Собственные технологические наработки для БАС, которые можно использовать не только в образовательных целях, но и в технико-внедренческих, уже есть и у местных вузов. Например, СПбГЭТУ «ЛЭТИ» ведет проработку вопроса перехода от ручных, автоматизированных систем к автономным системам в отрасли БАС. Технологическое решение позволит перенести систему управления «вычислитель + человек» полностью в автоматический режим, где человек должен инициировать технологический процесс, но не принимать в нем прямого участия, рассказал старший научный сотрудник университетской лаборатории «Мобильные интеллектуальные системы» Илья Викснин.

«Если говорить об уровнях автоматизации, проводить аналогии с автомобилем, то сейчас мы находимся на уровне «2/3», то есть большую часть времени летаем автономно. Мы хотим перейти на уровень «5+». Он подразумевает помимо автономных полетов, включая внештатные ситуации, связанное взаимодействие разных элементов», – говорит Викснин.

К разработкам для БАС готов подключаться и сектор дополнительного школьного образования. Директор ГБУДО «ЦРТ» Калининского района Валерия Зотова рассказала, что сейчас ученики петербургского «Кванториума» работают над проектом «дрона-спасателя». Он предназначен для быстрой доставки спасательных средств – индивидуальных спасательных жилетов. Дрон способен доставить спасательные средства до двух кг на расстояние 3 км со скоростью до 120 км/ч. Разработкой занимаются школьники.

«У нас сейчас порядка 20 школ, ученики которых к нам приходят на различные занятия. Школы охотно идут на контакт, потому что понимают, что через практику и реальные проекты у ребят появляется интерес и к теоретическим знаниям, которые они получают в школе», – рассказала Зотова.

Другие материалы в сюжете