Итоги года с «Ведомостями»: чем 2023 г. запомнился бизнесу Северо-Запада

Руководители компаний рассказали, с какими вызовами они столкнулись в уходящем году
Весь год «Ведомости» рассказывали о том, какие задачи стояли перед экономикой регионов Северо-Запада /Freepik

На протяжении 2023 г. деловое издание «Ведомости Северо-Запад» объединяло на различных площадках и в онлайн-эфире представителей власти, бизнеса, науки и общества в самых разных отраслях: финансы, недвижимость, ИТ, юридический бизнес, медиа, экология и др. Весь год мы рассказывали о том, какие задачи стояли перед экономикой регионов Северо-Запада и с какими вызовами столкнулся местный бизнес. Пришло время подводить итоги. Руководители компаний Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов Северо-Запада рассказали, какими результатами им запомнился уходящий 2023 г.

Екатерина Николаева, финансовый директор компании «Теремок»:

– Этот год для сферы общественного питания был достаточно динамичным и богатым на события как положительные, так и не очень. Сложности были, но если говорить в целом, мы оцениваем год как успешный, поскольку видим некоторое восстановление рынка общественного питания после событий, происходивших в 2022 г. В 2023 г. люди начали привыкать, адаптироваться к новым реалиям, возвращаться в привычные для себя места общественного питания. При этом «Теремок» – стабильный бренд, мы уже 25 лет на рынке, поэтому есть определенный уровень доверия к нашему бренду и продукту.

В 2023 г. мы увидели достаточно большой приток гостей, которого, наверное, за все годы существования компании у нас не было. Это положительный фактор. Обычно январь для нас был самым плохим месяцем в году: чаще всего люди уезжали из города, выручка падала. В этом году январь показал стабильный результат. Это говорит о возвращении спроса.

Второй важный фактор: увеличение частоты посещаемости постоянных гостей. В 2021 г. мы запустили мобильное приложение, которое позволяет показывать посещаемость постоянных гостей в сети ресторанов, увидеть, насколько часто они ходят, что заказывают. Проанализировав результаты, мы отметили, что гости стали возвращаться все чаще: частота визитов постоянных посетителей растет.

Конечно, были и негативные факторы, которые не могли не повлиять на наш бизнес. В этом году с конца ноября мы вынуждены были повышать цены на продукцию на фоне увеличения себестоимости продуктов. Рост цен составил всего 4%, и он, конечно же, не перекрывает подорожания продуктовой составляющей. Но мы видим, что пока достигли предела в повышении цен. Это уже видно по декабрю. Обычно в 10-15 числах декабря покупательский спрос начинает расти на фоне предновогоднего ажиотажа. В этом году такого не произошло, скорее, заметно снижение покупательской способности. Насколько оно станет постоянным, стабилизируется ситуация или распространится на следующий год – это покажет время.

Юрий Набатов, генеральный директор компании ООО «Нева Тревел»:

– Для Группы компаний «Нева Тревел» прошедший год стал знаковым. В июне прошлого года на полях ПМЭФ-2022 мы подписали соглашение о сотрудничестве между проектом «Остров фортов», ООО «Нева Тревел» и Минпромторгом России по введению на линию «Санкт-Петербург–Кронштадт» и «Кронштадт–форты Кронштадта» нового флота, отвечающего всем современным тенденциям развития туристических водных перевозок. И в рамках проекта на Средне-Невском судостроительном заводе в мае 2023 г. было спущено на воду два катамарана серии «Котлин», которые уже в этом году начали навигацию из Петербурга в Кронштадт. Сейчас на АО «СНСЗ» строится серия скоростных катамаранов «Котлин» и экскурсионно-прогулочных катамаранов «Соммерс». Ждем их спуск на воду в 2024 и 2025 гг.

Мы планируем и дальше развивать в Санкт-Петербурге экскурсионный скоростной флот. В 2022 г. открыли регулярный туристический маршрут в крепость «Орешек», делаем еженедельные рейсы в Стрельну, наращиваем количество рейсов в Кронштадт. Если в этом году их было до 10 в день, то в следующем году их число будет увеличиваться до 14-15. И это не предел.

Перед нами стоит задача по расширению водных туристических маршрутов. Но, к сожалению, пока это сделать сложно. Многие планы упираются в ограничение инфраструктуры в городе. В Санкт-Петербурге нужно развивать причальный фронт. Наша компания сейчас активно ведет переговоры с профильными комитетами Смольного, это длительные и сложные согласования. Хочется надеяться, что власти также готовы идти навстречу в решении общих задач.

Ярослав Янин, владелец ресторана Regions:

– Летом этого года, а точнее, даже в сентябре, наша команда запустила ресторан современной российской кухни Regions. Для меня это первый проект в сфере HoReCa. До этого я занимался бизнесом в сфере международного образования, который сначала столкнулся с трудностями пандемии, а позже со сложностями геополитической обстановки. А так как я много путешествовал по миру, был знаком с кухнями и традициями разных стран, пришла идея открыть ресторан с современной российской кухней.

Да, ресторанная сфера, особенно в Санкт-Петербурге, высококонкурентна. Поэтому была важна оригинальная идея. Первое желание, которое возникло, – показать, что еда в России очень вкусная, она ничем не хуже, а может, даже и лучше, чем в Европе и других странах мира. Второе направление, которое хотелось внести в проект, это туризм: внутри одного ресторана продемонстрировать уникальные туристические и гастрономические возможности нашей страны. И третье – это тренд. И год назад, и сейчас мы видим, как появляется сильный и серьезный тренд на возвращение к истокам. На это влияют две вещи: ограничения, которые были введены. Все, что ввозится из-за границы, теперь стало дороже, дольше и сложнее. Это сильно влияет на бизнес. Второй, но, на мой взгляд, не менее важный фактор, касается мировоззрения людей: они стали обращать больше внимания на свое родное, местное, мода на «западное» прошла. Сложив все это вместе, мы поняли, что тренд на российскую еду будет.

Станислав Ступников, генеральный директор «МТЛ. Управление активами» (входит в ГК «БестЪ»):

– Конец 2022 г. и начало 2023 г. для сферы коммерческой недвижимости стали суровым испытанием. Многие девелоперские проекты и планы по их развитию у большинства крупных компаний были поставлены на паузу. И все же можно отметить, что заканчиваем мы 2023 г. с позитивными настроениями, в ряде направлений можно отметить растущие тренды.

ГК «БестЪ» помимо девелоперского бизнеса активно занимается управленческими сервисами. В нашем активе есть компания «МТЛ-Апарт», в управлении которой находятся более тысячи объектов. Она занимается консалтингом, управлением и продажей франшиз сети апарт-отелей Avenue-Apart. Сеть коворкингов и гибких офисов PAGE также продолжает активно развиваться и выходит в новые регионы, где спрос на качественные гибкие офисные пространства только начинает формироваться.

Прошедший год показал, что после ухода с российского рынка иностранных управляющих компаний внутри страны резко вырос спрос на управление недвижимостью, в первую очередь неудобной недвижимостью, которую сложно сдать в прямую аренду, и требуются профессиональные компетенции в управлении, эксплуатации, формировании актуального продукта и его маркетинге. Сегодня ситуация такова, что мы просто не успеваем обрабатывать все запросы на франшизы и услуги управления, поступающие из разных регионов России. Конечно, рынок уже вряд ли станет прежним и нужно понимать, что мы живем в новой реальности.

Аркадий Рулев, заместитель управляющего Санкт-Петербургского филиала ПСБ:

– Определяя для себя ключевые моменты уходящего года, Санкт-Петербургский филиал ПСБ отмечает, что наиболее важным трендом во взаимодействии с населением и бизнесом стало удовлетворение растущего спроса на цифровизацию предоставляемых сервисов и услуг. По прогнозам ПСБ, в ближайшие три года до 60% всех кредитных продуктов до 100 млн руб. будут переведены в онлайн-каналы, что сделает доступность финансовых инструментов банка максимальной.

Формируя финансовые предложения для бизнеса, мы ориентируемся на рыночные условия, экономические тенденции и запросы клиентов, которые обращают внимание на удобство и скорость получения финансирования. Но отмечу, что банковской отрасли необходимо продолжать совершенствовать механизмы предоставления доступного кредитования, поскольку бизнес видит возможность инвестиционных вложений в развитие предприятий, и в этом разрезе наибольшее внимание необходимо уделить производственным компаниям, которые обеспечены заказами и наращивают мощности по мере роста запроса на импортозамещение. Понимание банком интересов населения и бизнеса ускоряет процессы адаптации региона к изменившимся экономическим условиям и способствует укреплению социальной и экономической устойчивости.

Маргарита Бородатова, генеральный директор управляющей компании «ДОХОДЪ»:

– Уходящий год стал для нас важным этапом развития, и волатильная ситуация на рынке не повлияла на достигнутые результаты. В 2023 г. УК «ДОХОДЪ» отметила 20 лет деятельности в России. В августе НРА присвоило компании рейтинг надежности и качества услуг на уровне «А» со стабильным прогнозом. Также в этом году наша УК первой из российских управляющих компаний получила сертификат соответствия системы риск-менеджмента международному стандарту ISO 31000:2018.

Еще одно важное достижение: мы в этом году получили лицензию иностранного портфельного управляющего в Индии. До нас такой документ смогли получить только Сбербанк и «Альфа-капитал». И мы сегодня имеем возможность покупать активы на индийском рынке. Это отличная новость для инвесторов, потому что индийский фондовый рынок очень быстро развивается. Кстати, в прошедшем году к онлайн-сервисам УК «ДОХОДЪ» уже обратились более 1,5 млн пользователей.

В ближайших планах компании – запустить линейку фондов c целевой датой. Это накопительная программа для инвестирования в будущее детей.