Как HR автоматизирует работу с ИИ

Для более эффективного взаимодействия с персоналом компании внедряют цифровые платформы и нейросети
О нарастающем дефиците рабочей силы начали широко говорить с начала пандемии коронавируса в 2020 г. /Freepik

В России в целом и в Северо-Западном округе в частности усиливается кадровый дефицит. В погоне за сотрудниками компании повышают зарплаты темпами, в несколько раз опережающими уровень инфляции: так, по итогам февраля медианная зарплата в Санкт-Петербурге достигла 70 699 руб., увеличившись с начала года на 7,7%, а за 2023 г. – на 22,5%, следует из данных hh.ru. При этом инфляция в прошлом году составила 6,76%.

Но решать вопрос кадрового голода нужно не повышением зарплат, а вовлечением большего количества людей в экономическую активность, считают участники онлайн-конференции «HR в регионах: тренды, вызовы, решения», организованной деловым изданием «Ведомости Северо-Запад». Улучшить ситуацию позволит повышение производительности труда, а также внедрение в работу HR-специалистов цифровых платформ и даже инструментов на базе искусственного интеллекта (ИИ).

Кадровый голод

О нарастающем дефиците рабочей силы начали широко говорить не так давно – с начала пандемии коронавируса в 2020 г. Как отмечает председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко, за последние 4–5 лет структура рынка подверглась существенным изменениям, которых не наблюдалось за последние 30 лет. Это касается как Петербурга, так и страны в целом.

Но как считает глава комитета, сегодня в России сложился скорее искусственный дефицит, который связан с недостаточным вовлечением граждан в экономическую активность. Так, в РФ она составляет 64% всех трудоспособных жителей, в то время как в Великобритании, например, 80%.

«Примеров этому множество. Например, чтобы оформиться на работу в «Яндекс такси», вам потребуется примерно 20 минут. А для того, чтобы устроиться в оборонное предприятие, – четыре месяца. Посмотрите по балансу рабочего времени: вы теряете до половины годового баланса только на оформление. И это тоже причина дефицита», – рассказал он.

Одним из наиболее удачных экспериментов в России, который позволил не только вывести из серой зоны занятости значительную часть населения, но и пополнить бюджет, Чернейко назвал самозанятость. На конец 2023 г. в Северной столице уже насчитывалось более 600 000 самозанятых.

В Ленобласти количество самозанятых превысило 70 000, рассказал первый заместитель председателя комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Тимофей Котов. Но несмотря на дополнительные виды занятости, в регионе сохраняется острая нехватка специалистов. При рекордно низком уровне безработицы в регионе (0,2% или 2386 человек) на постоянную работу в Ленобласти требуется 30 700 работников, на временную – еще 21 500 человек.

Чтобы решить проблему, чиновник предлагает объединять усилия и вовлеченность работодателей в те процессы, которые происходят по линии кадровых служб. «Есть достаточно серьезные меры поддержки, которые доводятся до кадровых служб, но руководители предприятий зачастую не владеют этой информацией. И здесь вопрос в коммуникации, насколько заинтересованы отдельные сотрудники предприятий в развитии бизнеса владельца», – говорит Котов.

Количество вакансий на разных площадках растет, а вместе с этим растет и конкуренция. Ее уровень в регионах СЗФО на февраль 2024 г. составлял 3,8–4 человека на вакансию при нормальном показателе рынка в 5–6 резюме на вакансию, говорит руководитель пресс-службы HeadHunter Северо-Запад Мария Бузунова. В Ленобласти этот уровень еще ниже, а конкуренция за работников – выше. «Спрос на квалифицированных рабочих, на удержание и развитие персонала заставляет бизнес, работодателей, в том числе и госорганизации, усиливать свой штат HR-специалистов сильными кадрами. Скорее всего, этот тренд будет продолжаться и дальше», – говорит эксперт, добавляя, что многие компании понимают, что эффективным способом решения кадрового вопроса является повышение производительности труда. По оценкам экспертов, повышая производительность, бизнес может сократить трудозатраты в среднем на 10%.

Цифровизация на платформах

Для увеличения эффективности работы по найму персонала и для коммуникации с уже трудоустроенными сотрудниками бизнес начинает более активно использовать цифровые инструменты. Растет популярность кадрового электронного документооборота (КЭДО) и различных цифровых платформ.

Напомним, что эксперимент Министерства труда России по переходу на электронные кадровые документы начался в 2020 г. Компания VK уже 2,5 года разрабатывает и внедряет систему КЭДО для упрощения трудоустройства сотрудников, рассказал руководитель департамента инновационных HR-сервисов VK Довар Исаков. Такая система, например, позволяет автоматически обрабатывать все данные соискателей (фото, СНИЛС, ИНН и др.), подгружать их в 1С и автоматически формировать необходимые пакеты документов для трудоустройства.

Также был автоматизирован сбор графика отпусков, командировок, ознакомление с какими-либо локальными нормативными документами. «Доля компаний, которые пользуются КЭДО, достаточно низкая. Это около 3–5%. В то же время количество сотрудников в России, которые вовлечены в кадровый электронный документооборот, гораздо больше. По нашим ощущениям, это около 7–10%», – добавил Исаков. По его словам, экономический эффект от перехода на КЭДО в компаниях приводит к 15-кратному сокращению затрат на кадровое делопроизводство.

Другой популярный цифровой инструмент – специальные онлайн-платформы для взаимодействия компании с персоналом. Директор по персоналу компании «Самолет Страна» Екатерина Киреева рассказала, что после ухода из России SAP SF, компания в 2022 г. создала собственную HR-платформу S.Team. Она распространяется на сотрудников, руководство, профессиональных пользователей и на кандидатов. «У нас есть возможность реализовывать полный цикл Performance Review, имеется корпоративный портал, который предоставляет сотрудникам на базе индивидуального плана развития возможные варианты внешнего и внутреннего обучения для развития компетенций. Есть сервисы, к которым сотрудник может быстро получить доступ, например, заказать расчетный лист, завести больничный лист и т. д.», – говорит она, добавив, что в 2024 г. компания планирует запустить платформы, которые помогут сотрудникам прозрачно формировать карьерные треки.

ИИ-революция

Вместе с цифровизацией  HR-процессов в эту сферу активно внедряются и такие современные сервисы, как искусственный интеллект. По словам ректора и преподавателя бизнес-школы ИМИСП Ярослава Павлова, генеративный ИИ в HR полноценно закрепится где-то через 2–5 лет, но уже сейчас  HR-специалистам необходимо разобраться в возможностях, которые открывает ИИ, и начинать их применять.

Эксперт наметил пять стадий зрелости использования ИИ в HR: первые шаги, регулярное использование, персонализация использования, продвинутое использование и системный подход. Наиболее подходящий уровень для HR – четвертый. «Здесь могут быть попытки более сложных вещей, к примеру, обучение ИИ под свои задачи. Тут также открывается большое пространство для использования в HR-процессах», – рассказал он.

Партнер и директор по развитию HRLink Дмитрий Махлин напоминает, что в 2019 г. в России была определена национальная стратегия развития искусственного интеллекта. Согласно ее целям к 2030 г. 80% сотрудников компаний должны будут иметь навыки использования ИИ, а объем затрат организаций на внедрении ИИ должен вырасти до 850 млрд руб.

Искусственный интеллект уже сегодня может помочь для автоматизации HR-процессов, например, в рамках использования КЭДО при оформлении на работу новых сотрудников. «Например, рекрутер нашел нужных кандидатов на hh.ru, «Авито» или на других платформах, после чего им направляется ссылка, по которой они должны приложить свои документы для трудоустройства. ИИ анализирует их, проверяет на достоверность, собирает всю информацию, кладет в учетную систему, там создает полный пакет документов для трудоустройства и сам отправляет все это работнику для подписи в электронном виде», – рассказал Махлин. По его словам, даже при нынешнем уровне развития ИИ компании могут использовать сервисы, которые помогают взаимодействовать с работниками в электронном виде.

Полная видеозапись онлайн-конференции доступна по ссылке.