Как виртуальные технологии помогают создавать реальную одежду

Создание виртуальной одежды – уже не просто развлечение, оно стимулирует инновации в производстве
В СПбГУПТД была запущена первая в России магистратура в сфере Fashion Tech и открылась инновационная лаборатория «СмартДизайн» /СПбГУПТД

Цифровая одежда стала реальностью современной моды, она не только радует рядовых потребителей, но и становится предметом интереса для бизнеса: дизайнеров, брендов и модных ретейлеров. Эксперты прогнозируют, что к 2035 г. рынок виртуальной одежды достигнет объема в $570 млрд. Компании активно вкладывают средства в развитие виртуальных миров и связанных с ними технологий.

Разработка виртуальной одежды позволяет создавать ее и моделировать в виртуальном пространстве, что упрощает и ускоряет процесс дизайна и разработки новых коллекций. Цифровизация существенно изменила и рынок труда, и неслучайно сегодня создаются проекты, посвященные профессиям будущего. Россия и, в частности, Санкт-Петербург не стали исключением из мирового тренда. Одним из лидеров этого направления стал Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна, где три года назад была запущена первая в России магистратура в сфере Fashion Tech и открылась инновационная лаборатория «СмартДизайн». В новой лаборатории создают не только объекты новейшего искусства, но и виртуальные коллекции одежды, разрабатывают мультимедийный контент, оцифровывают модные новинки дизайнеров и музейные экспонаты.

«Главный тренд индустрии моды – создание виртуальной одежды для рекламных кампаний или для цифровой примерки в магазинах. Цифровая мода – это одежда, созданная с помощью компьютерной графики и 3D-технологий. Виртуальная одежда существует только в виртуальной реальности, но имеет те же физические свойства, что и настоящая: она создается по идентичным лекалам, используются разные ткани, учитываются их свойства», – рассказывает куратор магистратуры Fashion Tech Полина Егармин. В лаборатории «СмартДизайн» в Санкт-Петербурге уже создали цифровые коллекции для ФК «Зенит», СКА, TJ Collection, Сбербанка и многих других брендов.

Цифровая коллекция для ФК «Зенит» /СПбГУПТД

Кроме того, цифровая одежда активно используется для создания исторических выставок. Так, в феврале 2023 г. в петербургском арт-пространстве Zarenkov Gallery прошла большая выставка «Красота требует 2.0. История советской моды», созданная кураторами и студентами СПбГУПТД. Центральное место заняли экспонаты для виртуальной примерки одежды и аксессуаров эпохи СССР в дополненной реальности. Их реконструировали молодые диджитал-дизайнеры, а завершил выставку цифровой показ. Всего было воссоздано 32 исторических образа каждого десятилетия СССР.

Цифровую одежду обычно демонстрируют на цифровых аватарах. 3D-модели – точные копии пользователя или вымышленный образ, воссозданный в человеческом обличии. Любой модный бренд, который планирует развиваться в будущем, в том числе в цифровом мире, уже сейчас может использовать аватар как инструмент для продвижения, с его помощью можно рассказывать историю о бренде и демонстрировать ценности компании. Цифровые аватары в СПбГУПТД уже проводят экскурсии по музею университета, а специалисты лаборатории предлагают создать аватар любого человека всего за несколько минут благодаря сканированию тела.

Еще один популярный канал для продвижения виртуальной одежды – метавселенные. В последние годы вокруг подобных технологий наблюдаются циклы ажиотажа. Они способны оказать огромное, возможно, революционное воздействие на уклад человеческой жизни. Для изучения метавселенной, ее прототипов, потенциальных сценариев и инфраструктуры для будущих 3D-миров в том числе тоже требуется… цифровая одежда. В 2022 г. было запущено масштабное реалити-шоу по созданию модных цифровых коллекций для метавселенной Beinopen Dreams. Целью проекта стало тестирование метавселенной как инструмента маркетинга для дизайнерских марок и создание мостика между традиционными брендами и диджитал-миром. Вместе с 18 международными и российскими брендами были созданы цифровые коллекции и виртуальная «фабрика моды» в пространстве метавселенной. Проект вошел в число лучших кейсов программы digital-кафедр российских вузов.

Еще один популярный канал для продвижения виртуальной одежды – метавселенные /СПбГУПТД

«В мире моды и дизайна зарождается новый тренд, который, словно вихрь, обнимает виртуальное пространство. Виртуальная одежда, созданная с помощью передовых технологий и воображения дизайнеров, открывает перед нами неисчерпаемые возможности для самовыражения и творчества. Виртуальная одежда позволяет нам создавать уникальные образы, которые отражают наше внутреннее Я и индивидуальный стиль. От классических элегантных нарядов до футуристических экспериментов – каждый может найти что-то по своему вкусу и умению», – говорит Полина Егармин.

По мнению экспертов индустрии моды, создание виртуальной одежды стимулирует инновации в производстве, открывая новые горизонты для технологий и методов работы. Это не только повышает эффективность, но и способствует развитию индустрии в целом. Таким образом, виртуальная одежда не только меняет наше представление о моде, но и открывает новые возможности для самовыражения, устойчивости и инноваций.

Правда, вопрос о том, как интегрировать создание виртуальной одежды в реальные производственные процессы, – пока остается дискуссионным. Одним из возможных сценариев интеграции является использование виртуальных прототипов для тестирования дизайнов и фасонов до начала производства. «Это позволит сэкономить время и ресурсы на создание физических образцов и ускорит процесс разработки новой одежды. Также виртуальная одежда может быть использована для персонализации продукции и создания уникальных моделей под заказ. Это позволит производителям быстро реагировать на изменения в требованиях рынка и предлагать потребителям более индивидуальные решения», – рассуждает Полина Егармин.

Цифровизация и ИИ будут все больше внедряться в модную индустрию и ею использоваться. Но смогут ли они полностью заменить или взять на себя все функции модельера и дизайнера? «Этот вопрос сейчас очень обсуждаем применительно ко всем сферам дизайна и искусства: вытеснит ли ИИ человека? Тем не менее, я считаю, что творческий подход и креативное мышление людей уникально, – уверена член Союза дизайнеров России Ирина Сошникова. – Именно поэтому мы восхищаемся такими культовыми фигурами мира моды как прошлого, так и современности: Шанель, Скиапарелли, Диор, Баленсиага, Маккуин, Маржела – список можно продолжать долго. Мы ценим их за неповторимый авторский стиль и видение».

Сегодня дизайнеры и модельеры воспринимают цифровизацию скорее как новый инструмент, предоставляющий более широкие возможности для создания и реализации проектов, делающий этот процесс проще и зачастую более экономически выгодным. Плюс, в силу ее синтетической природы, в моде всегда находит отражение происходящее в мире, в данном случае научно-технические достижения.

При этом цифровизация ставит перед индустрией моды новые вызовы. Ускорение процесса создания и производства коллекций требует от брендов быстрой реакции на изменения в трендах и потребностях рынка. Это может привести к увеличению конкуренции и необходимости постоянного обновления предложений. Бренды и дизайнеры должны быть готовы к постоянным изменениям и использованию новых технологий для успешного развития в этом динамичном секторе.

Полная версия текста размещена в журнале «Как потратить | Северо-Запад» (приложение к газете «Ведомости Северо-Запад»), № 1 (68), март 2024.