Судостроительные компании наращивают объемы займов на модернизацию

Эксперты отмечают, что средства, направляемые на модернизацию, будут увеличиваться из года в год
Вектор инвестирования уже смещается в сторону роста доли затрат на модернизацию существующих и строительство новых верфей /https://t.me/a_beglov

Кредитный портфель ПСБ по финансированию судостроительных предприятий в СЗФО вырос за последние два года в два раза. Об этом изданию «Ведомости Северо-Запад» сообщил Андрей Макаров, заместитель управляющего по работе с предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Санкт-Петербургского филиала ПСБ. Эксперты полагают, что тенденция к росту объемов кредитования отрасли продолжится и в последующие годы с учетом ставки на технологический суверенитет. При этом в структуре кредитов будет расти доля средств на модернизацию самих верфей.

Напомним, что ПСБ является опорным банком для предприятий ОПК. Как уточнил спикер, на долю банка приходится сопровождение порядка 80% от всех контрактов, заключенных в сфере гособоронзаказа.

Андрей Макаров отметил, что прогнозируемый рост объемов финансирования судостроительных предприятий связан с тем, что большинство из них уже до 2030 года загружены контрактами, которые предполагают длительное исполнение и требуют финансовой поддержки. Он добавил, что СЗФО является крупнейшим кластером судостроения в нашей стране, в который входят предприятия Санкт-Петербурга, Северодвинска и Архангельска, Мурманска и Калининграда.

«Мы наблюдаем постоянный рост спроса на кредитные ресурсы со стороны предприятий судостроения. ПСБ с 2018 г. сохраняет льготную ставку финансирования ГОЗ, которая сегодня особо востребована, учитывая текущий уровень ключевой ставки. Кроме того, мы помогаем судостроителям получать государственную поддержку в рамках различных федеральных программ, включая поддержку производства высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения для ОПК, финансирование приобретения приоритетной для импорта продукции, финансирование инвестиционных проектов, направленных на производство продукции», – рассказал Андрей Макаров.

Он также отметил, что стандартный банковский продукт адаптируется под потребности конкретных участников. «Финансовые продукты с базовыми программами эффективны для кредитования МСП. Для крупных оборонно-промышленных предприятий кредитные условия разрабатываются индивидуально. Фактически для каждого банк подбирает свои условия, исходя из множества параметров и в соответствии с потребностями отрасли», – пояснил он.

Заведующий кафедрой экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Александр Карлик отмечает, что судостроительная промышленность имеет свою специфику, что отражается на особенностях кредитования. Для отрасли характерны длительные циклы проектирования и постройки судов, высокая капиталоемкость продукции, а также длинные сроки окупаемости и эксплуатации.

«При сравнительно низкой производительности труда и большой длительности цикла проектирования и производства для предприятий основная финансово-экономическая проблема состоит в дефиците оборотных средств на фоне системы ценообразования в рамках гособоронзаказа. Рентабельность собственных затрат предприятий судостроения в рамках гособоронзаказа допускается не выше 25%, при том что рентабельность привнесенных затрат, составляющих около 80% себестоимости, допускается в размере не более 1%», – пояснил он.

Андрей Макаров добавил, что с учетом высокой загрузки растет и потребность в модернизации самих верфей, требуется импортозамещение компонентов и оборудования, для чего также необходим значительный объем финансирования. Сейчас в структуре кредитного финансирования отрасли порядка 80% приходится на сами заказы – строительство кораблей и судов, а 20% направляются на модернизацию верфей, однако, по его оценкам, со временем эта доля будет расти.

Доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург, руководитель магистерской программы «Финансовые инструменты в экономике» Артем Голубев отмечает, что ремонт и модернизация верфей необходимы в силу их естественного износа, другим фактором является то, что не все они в нужном объеме предназначены для строительства крупногабаритных судов, которые сейчас востребованы. Если предприятие находится в черте города, то его модернизация для строительства крупных судов может требовать переноса объекта, что сопряжено со значительными объемами финансирования.

Вектор инвестирования уже смещается в сторону роста доли затрат на модернизацию существующих и строительство новых верфей, говорит Александр Карлик.

«Отдельно стоит отметить, что банки оказывают содействие в привлечении высококвалифицированного персонала на производственные предприятия не только в судостроении, но и во всей обрабатывающей промышленности. Например, помогают привлекать и удерживать кадры за счет комплексных продуктов для сотрудников, создавая действенные меры социальной поддержки: это и зарплатные проекты, и юридические консультации, и помощь автомобилистам, и мелкий домашний ремонт, и даже психологическая поддержка. Совместные программы по возведению жилья для сотрудников предприятий привлекают молодых специалистов возможностью получить квартиру за 60-80% от рыночной стоимости с минимальным первым взносом по ипотеке и льготной ставкой. Все эти программы действуют, пока сотрудник работает на предприятии, и это помогает сохранять коллективы и привлекать квалифицированные кадры», – дополняет Андрей Макаров.

Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & Северо-Запад».