Железнодорожный туризм в регионах сменит имидж благодаря новым вокзалам

Разработчик первого в РФ капсульного вокзала представил новый проект – этновокзал для железнодорожного туризма
Первый в России капсульный вокзал работает с июля 2023 г. на станции Шарташ в Екатеринбурге /Технопарк «Айра»

Одной из ключевых задач развития железнодорожной инфраструктуры в России в ближайшие годы станет развитие железнодорожного туризма, реконструкция и обновление вокзалов. Об этом глава РЖД Олег Белозеров заявил на пленарном заседании Госдумы. Внутренний железнодорожный туризм в России активно развивается. По данным РЖД, за 2023 г. маршрутная сеть туристических поездов увеличилась в 1,5 раза. Этот вид отдыха выбрали почти 1 млн человек. По оценке РЖД, к 2030 г. путешествовать на поезде-отеле будут уже 3 млн туристов в год.

Ранее на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным глава РЖД обсудил итоги работы компании за прошлый год, достижения и перспективные направления. В частности, речь зашла о традиционных проблемах отрасли — малых вокзалах и платформах, их дорогостоящем содержании, внешнем виде и комфорте пассажиров.

Оптимальным решением этих задач стала разработка и установка современных модульных железнодорожных вокзалов для пригородных станций, считает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов. Компания уже разработала модульные вокзалы капсульного типа полностью российского производства.

По его словам, технопарк продолжает развивать направление модульных технологий и расширять модельный ряд. В этом году в рамках ПМЭФ-2024 будет представлен новый проект полностью отечественной разработки и производства: сеть модульных вокзалов, оформленных в традиционном этническом стиле регионов страны. Этновокзалы основаны на быстровозводимых модульных технологиях с использованием зарекомендовавших себя в реализованном проекте автономного модульного вокзала капсульного типа на станции Шарташ в Екатеринбурге, ранее представленного главой РЖД президенту РФ.

Капсульный вокзал

Первый в России капсульный вокзал работает с июля 2023 г. на станции Шарташ в Екатеринбурге. Как отмечает Берестов, само по себе модульное строительство не ново для России, эта технология широко используется, и уже показала в том числе свои минусы – из-за тонких стен модульное здание зимой промерзает, а летом в нем душно и жарко. Разработанный технопарком «Айра» капсульный вокзал от обычного модуля отличает специальная технология «термоса»: благодаря комбинации применения композитных материалов собственной разработки с экологической деревянной каркасной технологией на основе ЛВЛ-бруса и современным утеплением по периметру модуля такой вокзал сохраняет комфортную для пассажиров температуру круглый год. Конструкция выдерживает температуры от -70 до +60 градусов, поэтому работать в условиях даже агрессивной среды железнодорожный вокзал может на протяжении 50 лет.         

В сборный вокзал также добавлен модуль, позволяющий объекту работать автономно и не зависеть от городских сетей, электричества, канализации и водоснабжения. На место установки капсульный вокзал доставляется полностью готовым – с внутренней отделкой, мебелью и инженерными сетями. Модули, как автомобили, собираются на предприятии, в лабораторно-промышленных условиях, с обязательным контролем качества на каждом этапе. В результате на месте установки готовый модуль монтируется всего за 4 дня.

По словам Берестова, капсульные модульные вокзалы — пока единственный в мировой практике подобный проект, который сегодня реализуют серийно. Продукт является полностью российским. Он был разработан специально для пригородных станций, поэтому учитывает их специфику. Размер объекта — 8,8 х 21,5 х 3,2 м, при необходимости площадь можно увеличить с помощью добавления дополнительных модулей. При этом, как отметил Берестов, производство технопарка в Ленинградской области и Чеченской Республике готово выпускать до 900 модулей в год.

Разработку модульных вокзалов в своем телеграм-канале отметил глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. «Уверен, что дальнейшая совместная работа РЖД и компании «Айра» позволит качественно модернизировать систему железнодорожных вокзальных комплексов при минимальных затратах», — прокомментировал он.

Этновокзалы для железнодорожного туризма

Новый проект технопарка – модульные этновокзалы для малых региональных станций – выполнен по стандартам уже реализованного проекта капсульного вокзала с учетом технологии теплообмена, обеспечивающей комфортные условия для пассажиров и в жару, и в холод.

Как отметил Берестов, железнодорожная станция – это первое, что видят путешественники, приезжая в каждый регион, сейчас вокзалы не отражают этнический состав, традиции, архитектуру регионов. По его мнению, этновокзалы, основанные на быстровозводимых автономных модульных технологиях, станут визитной карточкой регионов и отражением их богатого культурного наследия, изменив устоявшиеся стереотипы о развитии регионов и создавая новый имидж для целой страны.

Размещение современных этновокзалов по пути следования туристических поездов РЖД качественно укрепит не только положительный имидж железнодорожных путешествий, но и сделает Россию еще более привлекательной для туризма и инвестиций, считает глава компании. Он также подчеркивает, что  разработка полностью отвечает ряду национальных проектов («Культура», «Туризм и индустрия гостеприимства») и задачам, поставленным президентом, в том числе к 2030 г. увеличить до 140 млн число ежегодных путешествий по стране, а также в горизонте текущего десятилетия увеличить вклад внутреннего туризма в ВВП страны до 5%.

Текст подготовлен в рамках проекта «Ведомости & Северо-Запад».