Мода на «квартирный» XS

Как небольшие квартиры стали трендом даже в премиум-сегменте
Парадигма чем больше, тем лучше постепенно покидает умы покупателей жилья, а следом меняется и подход девелоперов

За последние шесть лет в Санкт-Петербурге доля квартир площадью меньше 35 кв. м в новостройках комфорт-класса увеличилась с 43% до 50%, бизнес-класса – с 19 до 30%. В премиальных проектах, выходящих на рынок пять лет назад, таких маленьких площадей не было вообще, а теперь – 7%.

Аналогичная тенденция наблюдается и на рынке новостроек Москвы: средняя площадь выводимого на рынок лота в 2023 г. составила 55 кв. м – за три года этот показатель «потерял» 13 кв. м. В Санкт-Петербурге средний размер выставляемых на продажу квартир в новостройках еще меньше – около 50 кв. м.

Можно констатировать, что парадигма «чем больше, тем лучше» постепенно покидает умы покупателей жилья, а следом меняется и подход девелоперов. Одна из основных причин сокращения площадей в новых жилых проектах – резкий рост стоимости квадратного метра, спровоцированный высоким спросом. Программы «льготной ипотеки» и субсидированные ипотечные программы от девелоперов, действовавших на протяжении нескольких лет, снизили ежемесячные платежи, сделав квартиры более доступными. Так, в 2020 г. квадратный метр на первичном рынке Санкт-Петербурга стоил в среднем 127 000 руб., а к концу 2023 г. цена достигла 265 000 руб.

При этом чек покупки на первичном рынке в эти годы рос не так динамично. Именно уменьшение площади квартир позволяло девелоперам сдерживать рост общего чека на квартиру без снижения стоимости квадратного метра. Особенно явно этот тренд прослеживается на рынке недвижимости высоких сегментов. В премиальных проектах постепенно происходит сокращение избыточных площадей в пользу функциональности, эргономичности и утилитарности. Планировочные решения стали более продуманными: создаются постирочные, гардеробные, мастер-спальни и места для животных.

Несколько лет назад похожие изменения на рынке Санкт-Петербурга привели к появлению класса премиум – комбинации размеров и планировок бизнес-класса в центральных локациях, но с атрибутикой элитного сегмента. И даже в этом классе сегодня появляются не только малогабаритные квартиры, но и студии, что ранее для высокого сегмента было несвойственно. Сейчас в домах премиум-класса минимальная площадь лота составляет 30 кв. м. И дело не только в стоимости квадратного метра.

На рынке недвижимости все отчетливее звучит запрос покупателей на компактные по площади квартиры в премиальной недвижимости. Для кого-то это «билет» в топовую локацию и престижный проект, для других – интересная инвестиция, третьим большие площади просто не нужны, поскольку они не планируют в ближайшие годы расширять состав своей семьи. А еще это часто так называемая «квартира для пиджака» – второе или третье жилье, которым пользуются несколько раз в году. Такие лоты покупают именно в премиальном сегменте, ориентируясь в первую очередь на расположение проекта, престижные характеристики и отельный сервис.

Запрос клиента давно вышел за пределы квартиры: покупатель в первую очередь выбирает уровень жизни и понятных соседей, эстетику и инфраструктуру. Кого-то привлекает яркий фасад, террасы и стильные холлы, кому-то важнее благоустройство двора и места для отдыха, а для кого-то решающим фактором становится безопасность. Атмосфера и комьюнити, места для совместного досуга жителей тоже влияют на выбор и ликвидность, будь то детские игровые зоны, помещения для йоги, коворкинг или площадки для барбекю. Чем престижнее проект, тем педантичнее девелопер подходит к созданию и оборудованию общественных пространств внутри комплекса, приглашая к сотрудничеству профильных специалистов и именитые бренды.

Рынок жилья эволюционирует и трансформируется, адаптируясь к экономическим изменениям. Размываются границы классов, вводятся новые критерии качества недвижимости, меняются запросы покупателей. В мире укореняется термин premium economy, обозначающий промежуточный класс в различных сферах между экономичным и премиальным вариантом. Девелопер борется за покупателя качеством своих проектов, но при этом заботится о том, чтобы они оставались доступными, в том числе и за счет снижения среднего чека покупки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.