НЭО в I квартале 2024 г. полностью введет комплекс по переработке мусора «Волхонка»

Изначально оператор рассчитывал построить все пять КПО до конца 2024 г., но столкнулся с трудностями
I очередь «Волхонки» рассчитана на переработку 200 000 т отходов, II очередь увеличит объем до 600 000 т /НЭО

«Невский экологический оператор» (НЭО) рассчитывает в I квартале 2024 г. получить разрешение на ввод в эксплуатацию II (заключительной) очереди комплекса по переработке отходов (КПО) «Волхонка» в Санкт-Петербурге. Об этом рассказала генеральный директор НЭО Екатерина Горшкова на пресс-конференции в ТАСС 18 января. На текущий момент 90% строительных работ II очереди уже завершены.

Напомним, что изначально, в середине 2022 г., анонсируя все пять КПО («Волхонка», «Новоселки», «Островский», «Дубровка» и «Брандовка»), оператор рассчитывал завершить их строительство до конца 2024 г. Однако при реализации проектов компания столкнулась со сложностями: сроки строительства двух из пяти объектов перенесли на 2025 г. Эксперты не исключают, что из-за разногласий с общественностью может быть перенесен срок запуска еще как минимум одного объекта.

Первым в перечне объектов для переработки отходов, которые строит НЭО в Петербурге и Ленинградской области, стала «Волхонка». КПО «Волхонка» создается на базе уже существовавшего ранее имущественного комплекса ГУП «Завод по механизированной переработке бытовых отходов» (МПБО-2) на Волхонском шоссе.

I очередь КПО была построена в конце 2022 г., но в течение прошлого года она работала только в режиме пусконаладки. Она рассчитана на переработку 200 000 т отходов, а II очередь позволит увеличить объем переработки до 600 000 т. Согласно проекту корректировки территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления полный запуск I очереди «Волхонки» должен был состояться в 2023 г. Но, как сообщалось ранее, запуск был отсрочен из–за отсутствия согласований и разрешения на ввод. Как рассказала Горшкова, НЭО уже получил положительное заключение орнитологической экспертизы на обе очереди КПО «Волхонка». Необходимость разрешения от орнитологов связана с расположением предприятия в приаэродромной зоне аэропорта «Пулково» – комплекс находится в 7 км от нее.

Горшкова в ходе пресс-конференции не уточнила актуальные сроки ввода других объектов, но отметила, что строительство КПО «Новоселки» планируется ближе к III-IV кварталу 2025 г. В ноябре 2023 г. он получил разрешение экологической экспертизы. Площадку планируют обустроить в Выборгском районе Петербурга, где строится аэропорт «Левашово». По нему также уже получено заключение орнитологической экспертизы. КПО будет расположен у подножия бывшего полигона, который сейчас проходит рекультивацию.

По срокам строительства КПО «Брандовка («Юго-Западный») в Ломоносовском районе Ленобласти пока нет конкретных данных, на нем еще проходят дополнительные инженерные изыскания.

Что касается КПО «Дубровка» во Всеволожском районе Ленобласти, то проект уже получил заключение экологической экспертизы, однако весной прошлого года стало известно о включении водоема в Государственный водный реестр как поверхностного водного объекта. В результате НЭО подал иск об исключении водоема из списка водных объектов. На текущий момент судебный спор продолжается. Ранее Горшкова сообщала, что в связи с изменением статуса карьера меняются сроки ввода в эксплуатацию с 2024 г. на начало 2025 г.

КПО «Островский», ввод которого ранее анонсировался на конец 2024 г., является ближайшим объектом с точки зрения сроков запуска после «Волхонки». Объект будет расположен на месте выработанного карьера «Островский».

«Летом 2023 г. были запущены подготовительные работы на КПО «Островский». Они разрешены постановлением правительства при наличии экологической экспертизы (которая уже получена) на время прохождения главной государственной экспертизы», – рассказала Горшкова. Объект находится в процессе получения главной государственной экспертизы, все проектные решения тщательно проверяются, добавила она.

Горшкова пояснила, что неутилизируемые фракции («хвосты») составят небольшой объем от общего количество отходов за счет глубокой переработки, и, учитывая специфику инженерного сооружения (по нормам законодательства), КПО не окажет негативного воздействия на окружающую среду.

Тем не менее старт работ вызвал резонанс среди общественности, а также спровоцировал рост жалоб со стороны местных жителей. Ранее депутат Законодательного собрания Ленинградской области, член постоянной комиссии по экологии и природопользованию Николай Кузьмин выступил с инициативой перенести строительство КПО «Островский» на альтернативную площадку. Ряд экспертов не исключают, что из-за сложившейся ситуации сроки запуска КПО «Островский» могут сдвинуться.

Директор по продажам и развитию бизнеса компании SetСleanTech Ростислав Баскаков отмечает, что поскольку от граждан поступают запросы, НЭО придется подтвердить, что этот проект отвечает экологическим требованиям.

Генеральный директор компании «НПК ЭкоДрайв» Дмитрий Малюхин отмечает, что возможные сложности могут быть связаны с урегулированием разногласий с общественностью, касающихся гидрологии. «Необходимо детально донести информацию и, возможно, провести дополнительные изыскания, которые подтвердят, что рисков нет как с точки зрения грунтовых, так и поверхностных вод. Что касается запаха от переработки отходов, то учитывая использование современных технологий и «розу ветров», а также расположение площадки, риски минимальны», – добавил он.

Баскаков полагает, что проблема касается и захоронения «хвостов». В структуре твердых коммунальных отходов с КПО порядка 15% занимают вторичные материальные ресурсы (пластик, стекло, металл, бумага). Еще около 20-30% можно использовать для создания альтернативного RDF/SRF топлива. «Однако если для такого продукта не будет рынка сбыта, то его придется хранить непосредственно как топливо или «хвосты», – добавил он. Оставшаяся доля приходится на органику, к которой применимы технологии компостирования, и ту часть отходов, которую можно только захоранивать.

«НЭО уделяет большое внимание строительству, и сооружение будет забетонировано, это, конечно, увеличивает инвестиционную нагрузку. Но если КПО будет построен с учетом всех требований, он не представляет опасности», – говорит Баскаков.