У десятков отелей в Петербурге к началу сезона могут смениться владельцы

Гостиницы продаются с дисконтом в 50%
Снижая стоимость номера, отели меняют аудиторию и рискуют не получить обратно своего клиента /Pixabay

Отели Петербурга в 2020 г. потеряли 70% выручки в сравнении с предыдущим годом, сообщил вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин 15 февраля на конференции MarketMedia. В 2021 г. он ожидает передела рынка – отели будут продавать и покупать перед началом летнего сезона.

«Сейчас на продаже стоит 15 больших отелей (от 75 номеров) и еще два десятка малых. Гостиничный бизнес владельцы готовы продать с дисконтом в 35% и даже в 50%. Есть покупатели, готовые выкупить гостиницы, но они ждут еще большего снижения цены. Через год отрасль начнет возрождаться, вложения окупятся за 6–7 лет, а не за 10–12 как раньше», – отметил Мусакин.

«Начиная со II квартала 2020 г. большие городские отели работали на нескольких процентах загрузки», – рассказывает Мусакин. Во II квартале средняя загрузка отелей в Петербурге составляла 5–8%, подтверждает инвестор отеля Hotel Indigo St.Petersburg – Tchaikovskogo Виктория Шамликашвили.

Отели пытались привлечь клиентов, снижая цены на номер. По данным Мусакина, цены опускались на 20–25%. Такая тактика не всегда играет в плюс, считает Шамликашвили. «При снижении стоимости номера аудитория меняется. Есть риск не получить обратно своего клиента. У каждой аудитории свои запросы. Мы тоже уменьшили цены на 10%, но добиваться загрузки отеля любой ценой неправильно. По качеству сервиса Петербург был одним из лучших, если не лучшим, в России, мы не очень отставали даже от Европы. Сейчас рискуем оказаться в ситуации, когда качество сервиса сильно упадет», – говорит Шамликашвили.

Аналогичная ситуация в индустрии случилась, когда в город массово стали приезжать туристы из Китая. Многие отели стали ориентироваться на таких гостей и серьезно потеряли в качестве обслуживания, рассказывает Шамликашвили. Подобное может повториться и сейчас, считает она.

Переориентироваться на новый тип клиентов пришлось и отелям Hilton Expoforum и Hampton by Hilton, которые находятся на территории «Экспофорума». Несмотря на то что выставок и бизнес-мероприятий в связи с ограничениями не проводилось, отели заполнялись, говорит генеральный директор отелей Елена Рейзентул. «Теперь основной поток – это индивидуальные гости, которые приезжают к нам отдохнуть. Работать с ними для нас сложно. Это не те гости, к которым мы привыкли. Особенно это чувствовалось летом, когда к нам приезжали люди из регионов, ориентируясь на сетевое имя, но воспринимали нас как турецкое «все включено». Но мы научились работать и с таким клиентом», – объясняет Рейзентул.

Владельцы не закрывали отели, хотя были загружены минимально. «Мы продолжили работу, несмотря на убытки по итогам года. Закрыть отель было бы еще дороже – с учетом того, что потом при открытии пришлось бы заново обучать персонал и восстанавливать спрос», – считает генеральный менеджер отеля Courtyard by Marriott St. Petersburg Center Яков Адамов. С ним согласна Шамликашвили: выводить отель «из анабиоза и снова набирать команду очень тяжело».

В пандемию малые отели чувствовали себя несколько лучше, чем большие. А загородные гостиницы оказались востребованными, подняли цены и получили прибыль большую, чем в 2019 г., отмечает Мусакин.

Всего номерной фонд Петербурга насчитывает, по данным Системы обмена туристской информации, 90 700 койко-мест. 30 000 из них приходится на хостелы и мини-отели. Гостиницы класса «три звезды» располагают 23 000 номерами, «четыре звезды» – 24 800 номерами. В пятизвездочных отелях 6000 номеров.