«Метеоры» заменят на отечественные катамараны

Первый электрокатамаран появится  на маршруте Петербург–Петергоф в сентябре
Ecocruiser может перевозить до 120 пассажиров /Морсвязьавтоматика

В сентябре 2021 г. на водном маршруте Петербург – Петергоф начнет курсировать катамаран Ecocruiser на электрической тяге, рассказали в судоходной компании «ВодоходЪ», которая будет его эксплуатировать. Всего до 2023 г. компания планирует ввести в свой флот пять Ecocruiser.

Катамараны Ecocruiser оснащены аккумуляторными батареями LiFePO4, которые способны работать до 14 часов и преодолеть 180 км. Суда могут перевозить до 120 пассажиров и развивать крейсерскую скорость до 13 км/ч (максимальная – 40,7 км/ч). Экипаж – три человека. Стоимость каждого катамарана – 220 млн руб., рассказали в «Водоходе».

Катамараны Ecocruiser строит верфь «Эмпериум» в городе Отрадное Ленинградской области, это совместный проект научно-производственной компании «Морсвязьавтоматика» и финансово-промышленного холдинга «Национальная резервная корпорация». Заказчиком по судостроительным контрактам выступит компания «Машпромлизинг», которая предоставит «Водоходу» суда в лизинг на 15 лет за 1 млрд руб.

Предполагаемый срок окупаемости проекта составит 15 лет, подсчитали в компании, цена билета для взрослого пассажира в навигацию 2021 г. составит 900 руб., столько же стоил в навигацию 2020 г. билет на «Метеор». «Разница по времени прохождения маршрута изменится незначительно – было 35 минут на «Метеоре», будет 45 минут на электрокатамаране. Это компенсируется уменьшением времени стоянки в Петергофе и на Дворцовой набережной», – сообщили в пресс-службе «Водохода».

Предполагается, что на маршруте от Петербурга до Петергофа «ВодоходЪ» оставит курсировать четыре из девяти «Метеоров», остальные будут утилизировать по программе Судового утилизационного гранта (он выплачивается российской судоходной компании при заказе на отечественной верфи нового судна и утилизации старого, зарегистрированного в российском реестре. Сумма, полученная от утилизационного гранта, не может покрывать более 15% стоимости нового судна).

В августе 2020 г. дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области представила концепцию создания 16 зарядных станций для судов на электротяге. Их должны подключить к сетям «Ленэнерго». Как пояснил чиновник транспортного блока администрации Петербурга, затраты возьмет на себя компания «Морсвязьавтоматика». «Для эксплуатации первого судна достаточно одной станции. Скорее всего, она будет размещена в Петергофе, вторую планируется разместить на Дворцовой пристани», – пояснил чиновник.

Совладелец «Морсвязьавтоматики» Андриан Правдин на вопросы о планах строительства зарядных станций не ответил. Ранее в комментарии газете «Деловой Петербург» предприниматель оценивал совокупные затраты на создание двух станций мощностью 2 МВт в 150 млн руб. В Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассказали, что проектные решения технологического присоединения зарядных станций к сетям прорабатываются.

Генеральный директор судоходной компании «Астра Марин» Андрей Кузнецов отмечает, что время в пути Ecocruiser и «Метеоров» до Петергофа сопоставимо, но требует разных затрат на поддержание технического состояния. «Цена на билет примерно на 25% состоит из цены на топливо, остальное – прочие накладные расходы. Например, чтобы остановиться у пристани и высадить пассажиров, судовладелец должен заплатить 4 000 руб. В месяц получается примерно миллион рублей при прежнем количестве посадок и высадок. Даже при низкой стоимости электричества для зарядки катамарана вряд ли билеты на него будут дешевле, чем на «Метеор». Конечно, по уровню комфорта электрическое судно более конкурентоспособно. Наверняка найдется немало любопытствующих пассажиров, желающих прокатиться на чуде техники», – говорит он.

«Астра марин» закупать электросуда не планирует. «Не понимаю, как будет организована инфраструктура для заправки электричеством, кому она будут принадлежать и сколько будет стоить один киловатт», – объясняет Кузнецов.

Компания «ВодоходЪ» на 100% принадлежит кипрской «Волга-Балтик круиз лайнс лимитед». По данным «Контур.Фокуса», в 2019 г. выручка компании составила 4,7 млрд руб., чистая прибыль – 114,3 млн руб. Финансовые результаты 2020 г. неизвестны. По данным European River Cruise Market Report, на компанию приходится 33,8% российских речных круизов.