В Петербурге выросло производство безалкогольного пива

Но его доля на рынке все равно мала
Мировой рынок безалкогольного пива к 2025 г. составит €27 млрд, по прогнозам Global Market Insights. /Pixabay

Крупные производители в Петербурге в 2020 г. стали выпускать больше безалкогольного пива. Петербургский завод пивоваренной компании «Балтика» увеличил за год его производство на 31%, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе компании. В «Объединенных пивоварнях Хейнекен» говорят о росте на 20%. По данным исследовательской компании Nielsen, в Петербурге потребление такого пива растет быстрее, чем по стране (2,1% против 1,9%).

Безалкогольное пиво не является конкурентом алкогольному, считает директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его оценкам, доля такого пива по сравнению с объемом всего пивного рынка незначительна. «Это совершенно разные напитки. Безалкогольное пиво никак не замещает алкогольное. Его пивовары используют в рекламных целях. Кроме того, они выходят с ним на рынок безалкогольных напитков, чтобы потеснить колу, квас и лимонады», – сказал Дробиз.

По данным Nielsen, сегмент безалкогольного пива составляет 2,2% от общего объема пивного рынка России. Аналитики компании связывают рост рынка безалкогольного пива с тем, что оно представлено в тех точках, где запрещена продажа обычного пива, в том числе в интернет-магазинах. Кроме того, на рекламу безалкогольного пива не распространяются законодательные ограничения.

Безалкогольное пиво в значительном количестве выпускают только крупные производители, так как технологии его производства (из уже готового пива удаляют алкоголь) окупаются лишь при больших объемах. Доля «Балтики» на рынке безалкогольного пива составляет, по данным Nielsen, 44% в денежном выражении.

Всего восемь заводов «Балтики» в стране произвели безалкогольного пива на 14% больше, чем в 2019 г., сказал Юрий Макарьев, директор дивизиона «Северо-Запад» по операционной деятельности «Балтики». Пивоваренные компании не раскрывают абсолютные данные о производстве и продажах.

Обычного пива в Петербурге в 2020 г. произвели 38,5 млн дал, сообщил директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский. Это на 1,3% меньше, чем в 2019 г.

Согласно данным ЕГАИС, производство пива в целом по стране увеличилось на 2% и составило 6,9 млн дал. При этом розничные продажи пива в Петербурге снизились на 5% (всего в 2020 г. продано 18,9 млн дал). Больше всего потребление снизилось во II квартале, на время которого пришелся коронавирусный локдаун, и в IV квартале, когда общепит был ограничен в работе. При этом в целом по России объемы розницы выросли на 4,3% (итоговый объем продаж – 6,7 млн дал), поделился данными Черниговский.

«Три крупнейших пивоваренных компании России – «Балтика» (входит в Carlsberg Group), пивоварни Heineken и AB InBev Efes – занимают 70% розничного рынка (по данным Nielsen – 68%). Все они принадлежат иностранным собственникам. Главным событием в 2020 г. стал выход этих трех производителей из Союза пивоваров России. Причиной стал конфликт из-за введения минимальных розничных цен (МРЦ) на пиво. Небольшие производители хотели ввести МРЦ, чтобы сдержать экспансию пивных гигантов, крупнейшие компании были против», – пояснил Черниговский. В пресс-службе Минфина 9 февраля заявили, что вопрос о введении МРЦ на пиво «рассматривать преждевременно».

Для малых петербургских пивоварен прошлый год был особенно тяжелым, сказал «Ведомостям» директор Волковской пивоварни Алексей Аксель. По его словам, крупные производители смогли заместить потери в HoReCa наращиванием продаж в ритейле. «Крафтовый рынок упал на 30%. Основные продажи авторского пива, сделанного на малых пивоварнях, сосредоточены в сегменте HoReCa, в off-trade удалось попасть немногим»,– пояснил Аксель.

Прогноз для крафтового рынка в Петербурге неутешительный, считает Аксель. «Главное – цены. У небольших пивоварен высокая себестоимость, они не могут конкурировать с крупными производителями. Плюс начали экспериментировать с маркировкой пива, это может ухудшить положение маленьких пивоварен», – говорит он. 10 октября 2020 г. президент России поручил правительству до 1 апреля провести эксперимент по маркировке пива, слабоалкогольных напитков и питьевой воды. Решение об обязательной маркировки должно быть принято по результатам эксперимента.

Малые пивоварни исчезнут почти все, крафт будут варить большие компании, прогнозирует Дробиз. «Так произошло на Западе. Рынок пива рос 60 лет подряд. Но потом остановился в развитии. И тогда лет пять назад зародилась мода на маленькие хендмейд крафтовые пивоварни. Как только крупные компании увидели, что этот сегмент стал развиваться, они начали скупать малые пивоварни. Теперь большая доля крафта производится гигантами. У нас произойдет то же самое», – считает Дробиз.