Жители Петербурга заказывают продукты в интернете чаще москвичей

По объему онлайн-торговли продуктами питания город на втором месте в России
Пандемия и самоизоляция привели к развитию онлайн-продаж продуктов питания в крупных городах России /Pixabay

Объем онлайн-продаж продуктов питания в Петербурге и Ленинградской области в 2020 г. составил 21 млрд руб., говорится в отчете аналитиков агентства Infoline (копия есть у «Ведомостей»). Это в 4 раза меньше, чем в Москве и Московской области (81,9 млрд руб.), но в 10 раз больше, чем в Краснодарском крае, находящемся на 3-м месте по объему удаленной торговли продуктами (2,1 млрд руб.).

При этом Петербург и область занимают 1-е место среди регионов по доле онлайн торговли продуктами – 2,4% от общего оборота продуктовой торговли. В Москве и области эта доля составляет 2,1%, в Краснодаре – 1%, в Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону – по 0,7%, в Новосибирске и Самаре – по 0,6%, в других городах еще меньше.

Если в регионах больше всего онлайн-заказов, по оценкам Infoline, выполняет служба доставки «Сбермаркет», то в Москве и Петербурге другие лидеры. В Москве и области это онлайн-гипермакет «Утконос» (оборот в 2020 г. – 14,4 млрд руб., доля на рынке – 17,6%). В Петербурге и области – служба доставки iGooods (оборот – 4,3 млрд руб., доля – 20%).

Петербургским покупателям iGooods доставляет продукты из магазинов «Вкусвилл», «Лента», «Ашан», «Призма» и других. В 2018 г. компания начала экспансию в регионы, говорят в Infoline, сейчас iGooods работает в Москве и еще 29 городах России. В Петербурге в прошлом году средний чек сервиса с учетом стоимости доставки составил 4285 руб., один клиент в среднем делает два заказа в месяц.

Второй по обороту в Петербурге сервис «Самокат» (3,8 млрд руб.), он занимает 18% регионального рынка. На 3-м месте служба доставки X5 Retail Group (3 млрд руб. оборота онлайн-торговли, доля – 14,4%). На 4-м – онлайн-продажи гипермаркетов «О'кей» (1,3 млрд руб. оборота, доля – 6,2%). На 5-м – вышедший на рынок доставки продуктов Ozon (оборот – 1,1 млрд руб., доля – 5,4%), сообщается в отчете Infoline.

Режим самоизоляции стал катализатором развития онлайн-продаж продуктов – он помог россиянам преодолеть «страх первого заказа», говорит директор Infoline Иван Федяков. Он уверен, что рынок онлайн-торговли будет расти и после окончания пандемии, особенно высокие темпы роста ожидаются за пределами Москвы и Петербурга. По прогнозу Infoline, в 2021 г. объем онлайн-продаж продуктов по стране составит 300 млрд руб., а через год вырастет до 500 млрд руб.

«Пандемия нанесла удар по привычке людей самим ходить в магазины, онлайн-покупка продовольственных товаров перестала быть экзотикой. Когда эпидемия закончится, часть наших клиентов вернется в офлайн, но большинство продолжат заказывать продукты онлайн», – говорит управляющий iGooods Григорий Кунис.

Infolinе прогнозирует перемены на петербургском рынке онлайн-заказов продуктов. Будет наращивать свое присутствие X5 Retail Group. Постараются увеличить долю на рынке Петербурга московские игроки «Утконос» и «Яндекс. Лавка». Аналитики ожидают активности в Петербурге федеральных ритейлеров «Магнит» и «Лента», которые запустили продажи через интернет только в 2020 г.

X5 Retail Group, «Магнит» и другие крупные ритейлеры будут развивать онлайн-продажи, открывать dark store (супермаркеты, работающие в режиме склада) и поглощать независимые сервисы доставки, говорит учредитель сервиса «Продукт» Михаил Лачугин. «X5 занимается этим основательно, это пример того, как надо работать на таком рынке», –считает Лачугин.

Сливаться со службами доставки ритейлеров iGooods не собирается, это противоречит стратегии компании, говорит Кунис. «В Петербурге один из наиболее развитых рынков e-grocery в России. В 2021 г. решающую роль в выборе сервиса доставки у потребителей будет играть качество услуги. Мы делаем ставку на человечный сервис и качество подбора продуктов – этим у нас занимаются персональные закупщики, комплектующие заказы. Их тщательный подбор и обучение отличает нас от других доставок», – объясняет Кунис.

К концу 2024 г доля Москвы и Московской области в общероссийском обороте онлайн-торговли продовольственными товарами составит 56%, доля Петербурга и Ленинградской области – 12%, считают в Infoline. Каждый десятый житель крупных городов будет регулярно заказывать продовольственные товары в интернете, прогнозируют аналитики.

В целом по стране, по данным Infoline, в прошлом году рынок онлайн торговли продовольственными продуктами вырос на 214% (135 млрд. рублей в 2020 г. против 43 млрд. руб. в 2019 г.).