Выборгский порт стал переваливать больше угля

Хотя собирался от него отказаться
Холодная зима в Европе привела к росту перевалки угля в России /portofvyborg

Пять из шести российских портов Балтики (Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск, Высоцк, Калининград) показали за первые два месяца года падение грузооборота. Только Выборгский порт увеличил перевалку грузов на 73% к аналогичному периоду 2020 г. Его оборот, по данным Администрации морских портов Балтийского бассейна, составил 87 800 т. В частности, в два раза выросла перевалка угля, на 53% – минеральных удобрений.

В среднем в российских портах Балтики грузооборот за два месяца упал на 9% по сравнению с январем-февралем 2019 г. Самое сильное падение в порту Приморска – на 25%, самое незначительное у Большого порта Санкт-Петербург – на 1%.

Увеличение оборота угля в Выборгском порту противоречит заявлениям гендиректора компании «Порт логистик» (стивидор Выборгского порта) Ольги Ансберг – 23 сентября 2020 г. она сообщила на пресс-конференции в ТАСС, что порт будет отказываться от перевалки угля. Это заявление было сделано после того, как вице-премьер Ольга Абрамченко сообщила о намерении правительства запретить открытую перевалку угля как наносящую урон экологии.

В пресс-службе «Порта логистик» пояснили, что противоречия нет: такой объем перевалки – норма для I квартала года. Однако данные 2020 г. свидетельствуют об обратном: в январе-феврале 2020 г. порт перевалил в целом 50 800 т – почти в 2 раза меньше, чем в 2021 г. Из них угля – 8 500 т (сейчас 32 000 т).

Холодная зима в Европе – вот основная причина увеличения грузооборота угля в Выборгском порту, объясняет начальник аналитического отдела инвестиционной компании ЛМС Дмитрий Кумановский. Из-за холодов в европейских странах запустили угольные электростанции, которые собирались вывести из эксплуатации, а запасов угля для них не сформировали, говорит Кумановский.

С ним согласен руководитель агентства «Портньюз» Виталий Чернов. Но он отмечает, что в общем зачете портов грузооборот Выборгского порта не слишком значителен. «87 000 тонн – низкая база по сравнению с остальными портами. Рост перевалки угля есть и в Усть-Луге, и в Большом порту Петербурга. Но там снизились показатели по другим грузам, в частности по контейнерам. В долгосрочной перспективе перевалка угля во всех портах в направлении Европы будет падать, а оборот минеральных удобрений – расти».

Перевалка минеральных удобрений будет расти из-за конкурентных преимуществ производителей в России, которые имеют доступ к дешевой энергии и газу, соглашается Кумановский.

По данным «Контур.Фокуса», выручка «Порта логистик» за 2019 г. составила 681 млн руб., чистая прибыль – 17 млн руб. Данные за 2020 г. пока неизвестны. Конечные владельцы «Порта логистик» – Екатерина Гноенская (40%), Манана Чантуридзе (40%) и Ирина Евсегнеева (20%).