«Кировский завод» закрывает проект по производству газовых заправок

Георгий Семененко говорит, что  проект «не полетел»
Четыре года назад компания «Кировский завод газовые технологии» собиралась занять 20% рынка АГНКС /Pixabay

«Кировский завод» перестанет заниматься производством оборудования для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), дочернее предприятие – «Кировский завод газовые технологии» (КЗГТ) – прекратит существование. Об этом заявил генеральный директор «Кировского завода» Георгий Семененко 15 апреля на пресс-конференции, отвечая на вопрос «Ведомостей».

«Из-за различных обстоятельств этот бизнес-проект «не полетел». В ближайшее время заниматься производством такой продукции «Кировский завод» не планирует», – сказал Семененко. Главной причиной неудачи проекта Семененко назвал несоответствие планов [города и «Газпрома»] по переводу транспорта на метан реальности. В 2014–2015 гг. предполагалось, что темпы газификации транспорта и строительства необходимой  инфраструктуры будут выше, пояснил Семененко. Если бы разрыв планов и реальности был 15–20%, это еще можно было бы пережить, добавил он.

В Петербурге сейчас работает 12 газозаправочных комплексов, до 2024 г. планируется увеличить их количество до 26, на метан переведены 230 автобусов и 2500 частных автомобилей, сообщили в пресс-службе петербургского комитета по энергетике, который курирует реализацию проекта «Развитие рынка газомоторного топлива на территории Санкт-Петербурга на 2019–2023 гг.».

Отставание от планов имело место в 2014–2015 гг. – к 2016 г. в Петербурге должны построить 10 газовых заправок, говорил в 2013 г. замгендиректора компании «Газпром газомоторное топливо» Денис Корниенко. Но к концу 2015 г. в городе действовало только три АГНКС. Отставание было связано с проблемой оформления земель, пояснил «Ведомостям» бывший топ-менеджер компании «Газпром газомоторное топливо». «Подходящие для строительства АГНКС территории зачастую находятся в частной собственности. Если участок удавалось выкупить, требовалось немало средств, чтобы перенести коммуникации», – объясняет собеседник «Ведомостей».

Сейчас со стороны города план по выделению участков для строительства АГНКС выполняется, заверили в комитете по энергетике, пояснив, что заказчиком строительства АГНКС выступает «Газпром газомоторное топливо». В компании подтвердили, что собираются довести количество своих городских заправок до 25. В Петербурге только одна метановая заправка не имеет отношения к «Газпрому» – она принадлежит компании «Бетон», которая входит в Группу «ПО «Возрождение» Игоря Букато.

Другое объяснение проблем дочерней компании «Кировского завода» дал бывший топ-менеджер «Газпром газомоторного топлива». КЗГТ набрал много объектов, завершить в срок их не смог, это произошло, в частности, в Ленинградской области, сказал он. Чиновник из  дорожного блока администрации Ленобласти подтвердил, что часть объектов ввели с опозданием.

Семененко затруднился ответить, будет ли КЗГТ прекращать свою деятельность через процедуру банкротства. «Это юридический вопрос», – сказал он, но само существование компании назвал бессмысленным. По словам Семененко, часть оборудования продадут с аукциона или перенесут на другие предприятия. 

22 марта из состава учредителей КЗГТ вышел бывший директор «Сбербанк лизинга» Дмитрий Ерошок. Его 51%-ная доля перешла в собственность компании, 49% по-прежнему принадлежат «Кировскому заводу». 

1 апреля в КЗГТ в третий раз за 10 месяцев сменился гендиректор. На эту должность, по данным «Контур.Фокуса», пришел Руслан Рудаков, который в 2019 г. занимался ликвидацией московской компании «Формат эстейт».

Выручка КЗГТ в 2020 г. составила 5,6 млн руб., снизившись в 35 раз – на 197,6 млн руб. по сравнению с 2019 г. Компания закончила год с убытком в 97 млн руб. (в 2019 г. убыток составил 102,5 млн руб.).

С 2019 г., по данным «Контур.Фокуса», КЗГТ выступала ответчиком в российских судах в 38 делах на общую сумму 432 млн руб., почти треть требований принадлежит «Газпром газомоторному топливу», тяжбы с ней не закончены. Также к КЗГТ поданы два банкротных иска от индивидуального предпринимателя Сергея Корзуна на общую сумму 664 000 руб. Иски зарегистрированы 25 марта, видно из системы «Кад арбитр». 

Исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации Василий Зинин считает долю поставок КЗГТ на рынке газомоторного оборудования незначительной. Исчезновение КЗГТ не окажет существенного влияния на программу газификации транспорта, полагает он. По словам Зинина, производством оборудования для АГНКС занимается десяток компаний. Наиболее крупные игроки: «Ленпромавтоматика», «РМ КПГ» и «Газсервискомпозит». Кроме того, в России сейчас реализуются несколько проектов по локализации производства АГНКС,  поясняет Зинин.