Два городских канала закончили год с убытком в 293 млн руб.

«Ведомости» посмотрели, как петербургские медиа пережили ковидный год
В Петербурге два городских телеканала: один принадлежит Смольному, другой – «Национальной медиа группе» /Pixabay

Петербургское телевидение по итогам 2020 г. показало финансовые результаты хуже, чем интернет- и печатные СМИ. Два городских канала закончили год с убытком в 293 млн. руб.

Массовые и прибыльные

Компания «Ажур-медиа» – учредитель интернет-изданий «Фонтанка.ру» и «Доктор Питер» – закончила год с чистой прибылью в 98 млн руб. (данные «Контур.Фокуса»). В позапрошлом году чистая прибыль была существенно меньше – 24 млн руб. Выручка в 2020 г. составила 246 млн, в сравнении с предыдущим годом она увеличилась на 32 млн руб.

Главный редактор «Фонтанки.ру» Александр Горшков говорит, что «результаты прошлого года аномально большие, мы не прогнозировали такие цифры». Он отметил, что в начале пандемии – марте и апреле прошлого года – посещаемость сайта выросла до 1 млн пользователей в день. В целом портал увеличил ежедневную аудиторию с 500 000 посетителей в 2019 г.  до 600 000 в прошлом. «Когда пандемия совсем закончится, трафик сократится не значительно», – полагает Горшков. В прошлом году  «Ажур-медиа» отменил почти все проводимые им мероприятия, но, по словам Горшкова, это не сказалось на доходности: они проводятся не для получения прибыли, а для брендинга издания.

У «Медиа пресс» – компании, которая выпускает журнал «Панорама ТВ», – чистая прибыль составила 36 млн руб. (минус 9,6 млн руб. к 2019 г.). Выручка сократилась существенно – с 400 до 322 млн руб. Как объяснил генеральный директор «Медиа пресс» Алексей Блинов, выручка упала не только из-за  проблем с продажами печатной продукции во время и после локдауна, но и с трудностями по организации удаленной работы. По прогнозам Блинова, к продажам доковидных времен вернуться в этом году едва ли получится. «Наша взрослая читательская аудитория пока старается лишний раз не выходить на улицу», – сказал Блинов.

 

Газеты НМГ и Смольного

Входящая в «Национальную медиа группу» (НМГ) газета «Метро» (ее учредитель – компания «Три короны»), закончила год с чистым убытком в 18 млн руб. Последние пять лет газета была прибыльной. В 2018 г. она принесла  владельцам 53 млн руб., в 2019 г. – 24 млн руб.

Еще одно петербургское издание НМГ – газета «Деловой Петербург». Ее издатель – «ДП бизнес пресс» – завершил год в плюсе (чистая прибыль – 672 000 руб.). Годом ранее компания показала чистый убыток в 35 млн руб.  В прошлом году более чем на 100 млн руб. сократились доходы от продаж: если в 2019 г. они принесли «ДП бизнес пресс» 379,5 млн руб., то в прошлом – 276 млн руб. Компания в прошлом году получила кредит на сумму в 150 млн руб. Генеральный директор «ДП бизнес пресс» Григорий Матыжев не стал пояснять, кто выступил кредитором.

«Петроцентр», издатель официальной газеты городского правительства «Петербургский дневник», показал чистую прибыль в 3,8 млн руб. (в 2019 г. она составила 8,8 млн руб.).  Генеральный директор «Петроцентра» Кирилл Смирнов рассказал, что в прошлом году они перестали продавать рекламу через стороннее агентство и сформировали собственный коммерческий отдел. Это позволило увеличить выручки от продаж в IV квартале. Кроме того, «Петроцентр» сократил административный штат, редакции сокращения не коснулись, отметил Смирнов.

Значительную часть расходов «Петроцентр» покрывает за счет субсидии из городского бюджета. По данным ФНС, в прошлом году она составила 250 млн руб., доходы от продаж принесли компании 26 млн руб. По словам Смирнова, в этому году планируется увеличить продажи на треть.

 

Телевидение НМГ и Смольного

В Петербурге два городских телеканала. В НМГ входит канал «78». Его учредитель – компания «ТВ Купол» – пришел к концу года с чистым убытком в 148 млн руб. (в 2019 г. была чистая прибыль в 1 млн руб., в 2018 г. – чистый убыток в 271 млн руб.).

Продажи компании сократились на 149 млн руб. по сравнению с позапрошлым годом – до 749 млн руб.

Возросшие убытки показал телеканал «Санкт-Петербург», принадлежащий городскому правительству. Если в 2019 г. его учредитель – компания ГАТР – закончила с чистым убытком в 10 млн руб., то в прошлом году убыток составил 145 млн руб. При этом доходы от продаж сократились незначительно – с 77 млн руб. до 72 млн руб. Генеральный директор ГАТР Александр Малькевич пояснил, что убыток у предприятия образовался из-за расходов на приобретение передвижной телевизионной станции и другого оборудования.

Канал получает субсидии из городского бюджета – в 2020 г. они составили 1,28 млрд руб. В этом году, как видно из бюджета Петербурга, субсидия каналу будет меньше на 227 млн руб. По словам Малькевича, придется сократить расходы. Означает ли это увольнение персонала, он пояснять не стал.