Илья Трабер стал единоличным владельцем угольного терминала в порту Усть-Луга
Компания «Новые коммунальные технологии» перешла в его стопроцентную собственностьКомпания «Новые коммунальные технологии» (ООО «НКТ») перешла 7 мая в стопроцентную собственность Ильи Трабера, которому до этого принадлежало 13% компании. Информация об этом раскрыта в «СПАРК-Интерфаксе» и «Конур.Фокусе». Основной актив компании – терминал «Юг-2» в порту Усть-Луга, который НКТ получила в 2019 г. как залоговый кредитор в процессе банкротства предыдущего владельца терминала – АО «Транспортно-логистический комплекс» (ТЛК).
Пресс-служба НКТ отказалась комментировать сумму и условия сделки с Трабером, связаться с ним самим вчера не удалось.
По данным «СПАРК-Интерфакса», все доли НКТ заложены банку «Санкт-Петербург» в обеспечение кредита, размер которого неизвестен. В 2018 г. терминал в ходе банкротства ТЛК был оценен в 9,3 млрд руб. В «СПАРК-Интерфаксе» указана стоимость чистых активов в 3,9 млрд. «Доли в залоге всегда стоят дешевле. Наличие залога сигнализирует потенциальному покупателю, что доли могут иметь неожиданного претендента», – говорит аналитик финансовой группы «Максимум» Анатолий Новиков.
В течение последних полутора лет Трабер, наоборот, продавал доли в НКТ. «Коммерсантъ» писал, что в декабре 2018 г. ему принадлежало 45%, в течение года доля снизилась до 40,5%, затем 17 декабря 2019 г. в ЕГРЮЛе был зафиксирован переход прав на 15% к ООО «Русинвест» Анатолия Яблонского, у Трабера осталось 25,5%. Позднее он продал еще почти половину, следует из данных «СПАРК-Интерфакса».
Чего лишился Валерий Израйлит
Терминал «Юг-2» петербургские СМИ называли главным активом Валерия Израйлита, который считается основателем порта Усть-Луга. «Фонтанка.ру» указала Израйлита бенефициаром ТЛК, лишившегося терминала в ходе банкротства. Банкротство инициировала компания «Гросритэйл», у которой НКТ позднее выкупила право истребования долга. Банкротное дело ТЛК до сих пор слушается в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти, НКТ – основной кредитор.
Израйлит в 2016 г. был арестован по обвинению в хищении денег, выделенных на строительство участка Балтийской трубопроводной системы. Дело слушается сейчас в Смольнинском районном суде Петербурга.
К моменту выкупа Трабером всей компании она находилась в собственности физических лиц. Кроме Трабера это был Яблонский с долей 37,5%, по 6,75% принадлежало Артему Бегуну, Владимиру Даниленко, Рамису Дебердееву и Сергею Пупко. Из них только заместитель председателя совета директоров банка «Авангард» Яблонский не связан с Трабером другим бизнесом. Дебердеев, Бегун и экс-владелец Выборгского судостроительного завода Даниленко – партнеры Трабера по портовому бизнесу, совместно с ним они владеют ООО «Приморский УПК», которое намерено построить в порту Приморск шесть морских терминалов общей производительностью до 65 млн т грузов в год (Траберу принадлежит 31,67%, всем четверым – чуть более 95%). По информации «Фонтанки», совладельцем «Приморского УПК» был ранее и Пупко.
Связаться с Яблонским вчера не удалось.
При получении контроля над 100%-ной долей в ООО, заложенной в банке, любой бизнесмен рискует столкнуться с досрочным прекращением кредитного договора, по которому заложено имущество, говорит партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов. В случае с НКТ до 7 мая банк «Санкт-Петербург» мог предъявить претензии любому из дольщиков, теперь все риски берет на себя один Трабер, отмечает юрист.
По данным Администрации морских портов Балтийского моря, НКТ закончила прошлый год с чистым убытком в 1 млрд руб., но по сравнению с 2019 г, увеличила перевалку на 41% до 6,5 млн т грузов, из которых 5,1 млн т – уголь, доля компании в угольном экспорте российских портов Балтики составила 11,3%.
Кто такой Илья Трабер
Илье Траберу в сентябре исполнится 72 года. Он выпускник Севастопольского морского училища, отставной офицер-подводник, начавший гражданскую деятельность с работы в ленинградском пивном баре «Жигули». Первый личный бизнес – магазин «Антиквар» на Невском проспекте с солидной клиентурой. Трабер стал одним из первых легальных частных антикваров Петербурга.
В 1990-х его интересы расширились до АО «Морской порт Санкт-Петербург» и АО «Петербургский нефтяной терминал», но в 2000-х он расстался с этими компаниями. Личное знакомство Трабера с президентом в период, когда Владимир Путин работал в комитете по внешним связям Смольного, подтверждал Дмитрий Песков.
Сегодня, по данным «СПАРК-Интерфакса», Трабер является совладельцем 10 юридических лиц, самые крупные из которых ООО «Новые коммунальные технологии» и ООО «Приморский УПК». Кроме того, ему принадлежит 31,66% в ООО «Росток», которое контролирует 75% акций АО «ЛОЭСК» – второй в регионе ресурсоснабжающей организацией после «Ленэнерго».
НКТ перепрофилировала «Юг-2» с генеральных грузов на перевалку угля сразу после приобретения терминала. Директор по направлению «Логистика и аналитика» компании «Морстройтехнология» Александр Головизнин полагает, что стратегия НКТ останется прежней.
По словам профессора Высшей школы управления и бизнеса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексея Фадеева, терминал, на котором работает НКТ, – «хорошо оснащенный современный инфраструктурный объект со стабильными перспективами развития».
Третий крупный портовый проект Трабера – Балтийский судомеханический завод (БСЗ), который занимается перевалкой зерна в Большом порту Санкт-Петербурга. 24,61% акций БСЗ, по данным «СПАРК-Интерфакса», владеет компания «Росэст», которая полностью принадлежит Траберу. По данным Администрации морских портов Балтийского моря, в прошлом году БСЗ перевалил 0,1 млн т зерна – это примерно половина всего его морского экспорта в портах Петербурга и Ленинградской области.