Пассажирский терминал на Васильевском острове станет грузопассажирским в августе

«Морской фасад» готов принимать 8300 грузовиков в год
В строительство пункта досмотра и площадок для разгрузки и погрузки вложили 453 млн руб /Pixabay

Пассажирский терминал на Васильевском острове «Морской фасад», часть которого реконструирована под прием накатных грузов, прошел проверку межведомственной комиссии на соответствие требованиям для многостороннего пункта пропуска через государственную границу. Комиссия подписала акт 30 апреля, следует из проекта приказа Минтранса об открытии грузопассажирского пункта пропуска. Проект опубликован на федеральном портале для раскрытия проектов нормативно-правовых актов и должен пройти общественное обсуждение. В компании «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» ожидают разрешения Минтранса на работу с грузами в августе, сообщил «Ведомостям» ее представитель.

После завершившейся в декабре реконструкции терминал сможет принимать 8300 грузовых автомобилей в год (примерно 40 фур в сутки). Для приема грузов приспособлены два причала. «Морской фасад» принимает суда длиной до 340 м, шириной до 42 м и осадкой до 8,8 м. В планах компании расширить причалы и акваторию, что позволит обслуживать 370-метровые суда.

О пассажирском порте «Морской фасад»

АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад»
Акционер: администрация Санкт-Петербурга
Финансовые показатели (2020 г., данные «Контур.Фокуса»):
выручка – 111,3 млн руб.,
чистый убыток – 367,3 млн руб.
Обслужено пассажиров в 2019 г. – 647 600.

По данным компании, реконструкцию терминала для приема грузовиков, которые необходимо взвешивать и досматривать, проводила дочерняя компания «Ростелекома» «Региональный информационный центр». В строительство пункта досмотра и площадок для разгрузки и погрузки вложили 453 млн руб., из которых 2,56 млн евро – грант программы приграничного сотрудничества «Россия – Юго-Восточная Финляндия».

В 2019 г. интерес к разгрузке на этом терминале проявляли судоходные компании Finnlines, DFDS, Tallink, рассказал источник, близкий к руководству «Морского фасада». По свидетельству собеседника «Ведомостей», состоялись предварительные переговоры, но контракты тогда подписывать не стали. Он не сомневается, что как только откроются границы, услуги терминала по перевозке грузов будут востребованы.

На Васильевском острове находится еще один терминал, который может принимать накатные грузы – «Морской вокзал». Через него осуществляла пассажирские и грузовые перевозки компания Moby SPL, владеющая паромом «Принцесса Анастасия». Сейчас паром используется как плавучая гостиница в Мурманской области, а власти Санкт-Петербурга обсуждают варианты перепрофилирования территории «Морского вокзала». По словам гендиректора Moby SPL Сергея Котенева, компания планирует вернуть судно на регулярную линию после открытия морских границ и будет работать с «Морским фасадом».

В Tallink Group сообщили, что рассматривают варианты сотрудничества с «Морским фасадом». Хотя в настоящее время соглашений по грузоперевозкам нет, компания готова к их обсуждению.

Топ-менеджер стивидорной компании считает, что грузовая загрузка «Морского фасада» вряд ли достигнет проектных показателей. «Мощности для приема таких грузов есть у «Петролеспорта» и в Усть-Луге. Единственный плюс «Морского фасада» – он рядом с ЗСД, по которому удобно добираться до центра города», – говорит он.

Первый собеседник «Ведомостей» рассказал, что в 2019 г. «Морской фасад» планировал учредить собственную стивидорную компанию, однако расчеты не обещали высокой прибыли. Называть цифры он не стал, отметив лишь, что «для положительного баланса требовалась постоянная загрузка стивидора».

С 2018 г. приемом накатных грузов на «Морском вокзале» по договору с «Морским фасадом» занималась принадлежащая Игорю Зотову компания «Балтийский порт», следует из данных сайта госзакупок (объем грузопотока не разглашается, за работу с февраля прошлого по февраль нынешнего года компания должна была получить 32 млн руб., но судозаходов не было). Договор с «Балтийским портом» на предоставление стивидорных услуг был расторгнут 19 февраля 2021 г. На запрос «Ведомостей» в «Балтийском порту» не ответили. Кто будет заниматься приемом грузов на расширенном терминале «Морского фасада», в компании-операторе не уточнили.

Против приема грузов на территории «Морского фасада» в 2018 г. выступали жители Васильевского острова. Их петиция собрала около 1000 подписей.