Суд отказал «Новотрансу» во взыскании 0,9 млрд рублей с директора стивидора порта Усть-Луга

Истец доказывал, что директор действовал во вред возглавляемой им компании
На терминале «Юг-2» действуют 5 причалов общей длиной 955 м /Pixabay

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал компании «ХК Новотранс» во взыскании 0,9 млрд руб. с гендиректора компании «Новые коммунальные технологии» Евгения Савкина. Решение вступило в законную силу 2 июня. Но это лишь первый иск «Новотранса» к Савкину. В втором претензии составляют 2,7 млрд руб., там решение еще не вынесено. В обоих случаях истец считает, что Савкин сознательно действовал не в интересах компании «Морской торговый порт Усть-Луга» («МТП Усть-Луга»), которую возглавлял с декабря 2017 г. по декабрь 2018 г., чем нанес ущерб ее миноритарному акционеру «Новотрансу».

В 2018 г. АО «МТП Усть-Луга» арендовала терминал «Юг-2» в порту Усть-Луга и переваливала там грузы. Савкин, как директор компании, направил 0,5 млрд руб. на приобретение в лизинг двух портальных кранов Liebherr. Договоры лизинга Савкин заключил на пять лет, а срок аренды терминала и расположенного на нем оборудования истекал в конце 2018 г.

«МТП Усть-Луга» имело в то время двух владельцев: 26% принадлежали «ХК Новотранс», 74% — АО «Транспортно-логистический комплекс» (ТЛК). Последний был собственником терминала «Юг-2», но с января 2017 г. находится в процессе банкротства (дело слушается в арбитражном суде Петербурга и области  до сих пор). Основной кредитор — ООО «Новые коммунальные технологии». Весной 2018 года конкурсный управляющий ТЛК сдал «Юг-2» в аренду «Новым коммунальным технологиям», которые передали терминал в субаренду «МТП Усть-Луга». Этот субарендый договор и истекал в декабре 2018 г.

В иске «ХК Новотранс» сказано, что  заключая сделки, «Савкин Е.А. не мог не осознавать, что в случае прекращения аренды  <…> эксплуатация предмета лизинга станет невозможной, а затраты на выплату лизинговых платежей не будут иметь источника покрытия, что повлечет для общества значительные убытки». «Новотранс» считает, что заключение таких долгосрочных договоров «не отвечают критериям разумного экономического планирования», в связи с чем все расходы, понесенные обществом, подлежат возмещению его бывшим руководителем, написано в исковом заявлении. Эти расходы истец оценил в 0,9 млрд руб.

В 2019 г. «Новые коммунальные технологии» стали собственником терминала «Юг-2» как залоговый кредитор в процессе банкротства ТЛК. Оба портальных крана на причалах терминал стали эксплуатироваться новым владельцем. В декабре 2018 г. Савкин перешел с должности гендиректора «МТП Усть-Луга» на должность исполнительного директора «Новых коммунальных технологий», в ноябре 2019 г. он стал  гендиректором компании.  Юристы «ХК Новотранс» доказывали в суде, что Савкин воспользовался полномочиями руководителя «МТП Усть-Луга», чтобы на деньги компании приобрести имущество, которое потом достанется «Новым коммунальным технологиям».

Арбитражный суд не согласился с «Новотрансом». Позиция суда, изложенная в решении, выглядит так: «МТП Усть-Луга» арендовало терминал «Юг-2» с момента ввода его в эксплуатацию весной 2011 г., оборудование приобреталось в лизинг и до 2018 г., когда грузооборот на терминале «Юг-2» значительно вырос, а мощности для перевалки оказалось недостаточно. Суд считает, что приобретение в лизинг двух портовых кранов было обосновано. «Истец не доказал наличие у АО «МТП Усть-Луга» убытков от заключения договоров лизинга», — написано в мотивировочной части решения.

Комментировать процесс в «Новотрансе» и «Новых коммунальных технологиях» отказались. Связаться с Савкиным не удалось.

В арбитражном суде Петербурга и Ленобласти слушается еще один иск «ХК Новотранс» к Савкину — компания хочет взыскать с него 2,7 млрд руб. Таков, по мнению истца, убыток, нанесенный Савкиным той же компании «МТП Усть-Луга» в результате заключения десятка договоров об оказании услуг, среди которых есть договор с «Новыми коммунальными технологиями». Подробности иска не разглашаются, дело слушается в суде первой инстанции с декабря 2019 г.

Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов говорит, что в сложившейся судебной практике миноритарным акционерам намного реже удается взыскать убытки с топ-менеджеров своих компаний, чем мажоритарным.

Оба процесса — часть масштабного спора между «Новотрансом» и «Новыми коммунальными технологиями» из-за терминала «Юг-2». Спор начался после того, как основной бенефициар владевшей терминалом компании «ТЛК» Валерий Израйлит в 2016 г. был арестован по обвинению в хищении денег, выделенных на строительство участка Балтийской трубопроводной системы (дело слушается в Смольнинском районном суде Петербурга). Два года спустя на считавшийся основным активом Израйлита терминал «Юг-2» появились два претендента — «Новотранс» Константина Гончарова и «Новые коммунальные технологии» Ильи Трабера.

По данным «Контур.Фокуса», 100% долей компании  «ХК Новотранс» принадлежат Константину Гончарову,100% долей компании «Новые коммунальные технологии» — Илье Траберу.