Перевозчики сомневаются в транспортной реформе
Город отменил аукционы, запустившие реформу транспорта, но объявит их сноваПодведомственное Смольному ГКУ «Организатор перевозок» отменило семь широко анонсированных аукционов, на которых должно было разыгрываться право транспортных компаний заниматься регулярными пассажирскими перевозками в Петербурге в течение шести лет: с 2022 по 2028 гг. Отмену аукционов в комитете по транспорту объяснили обращениями небольших перевозчиков, которые не имеют возможности закупить большие партии автобусов.
Транспортная реформа в Петербурге предполагает полный отказ от коммерческих автобусных маршрутов. Компании-победители аукционов должны обновить парк: закупить 2801 новый автобус с низким полом, кондиционерами и местами для инвалидных колясок.
Самый крупный лот в отмененных аукционах требовал от перевозчика наличия 358 автобусов, самый маленький – семи автобусов, поясняли в пресс-службе комитета по транспорту. Помимо «Пассажиравтотранса» сейчас договоры на пассажирские перевозки с городом есть у 16 компаний. Самые крупные перевозчики – «Питеравто», «Третий парк» и ПТК.
Отменные аукционы на сумму 123 млрд руб. объявят снова – с измененными правилами. Уже известно, что в 10 лотах поменяется дата начала работы перевозчика не с 15 июля следующего года, а раньше — с апреля 2022 г.
Процедура закупок предусматривает возможность обращения участников к заказчику с просьбой разъяснить непонятные им моменты. В ходе несостоявшихся аукционов поступило семь таких заявлений. Вопросы и предложения касались, в частности, сроков закупки новой техники. В отмененной версии закупок перевозчик должен был предъявить Смольному новые автобусы за 70 дней до начала работы. Это означает, говорилось в обращениях, что 3,5 месяца закупленный транспорт не будет эксплуатироваться, а перевозчик вынужден нести расходы по лизинговым платежам, страхованию и хранению транспорта и не получать от него никаких доходов. В этом Смольный пошел навстречу транспортным компаниям: как пояснили в пресс-службе комитета по транспорту, будет установлен новый срок предоставления автобусов: 30 дней до начала работы на маршруте.
Еще одно обращение предлагало снизить со 100% до 95% исполнение пункта договора о «выполнении транспортной работы» — перевозчикам предстоит работать с новыми для них автобусами на метане, а как они себя поведут — неизвестно. «Первая партия подобных автобусов ЛиАЗ собрана на заводе-изготовителе только в апреле. Завод не имеет статистики отказов в процессе эксплуатации», — поясняется в обращении к заказчику.
Гендиректор одной из транспортных компаний, изучающих возможность участия в аукционах, в разговоре с «Ведомостями» усомнился, что автопроизводители успеют поставить в город 2800 автобусов, а это, как он считает, повлечет штрафные санкции для перевозчика. «Из-за срыва сроков поставок заказчик будет штрафовать перевозчика. Наши юристы еще изучают тонкости, но мы можем потерять обеспечительную часть (5% от суммы контракта) – их не вернут в случае отсутствия подвижного состава в указанный срок», — говорит он.
«Организатор перевозок» прописал в закупочной документации необходимость использования автобусов на метане. «Но количества метановых заправок в Петербурге недостаточно, особенно в центре города. Мы, конечно, хотели бы остаться на рынке. Но, по всей видимости, придется уходить в заказные пассажирские перевозки или в другие регионы», — говорит собеседник «Ведомостей».
Условия закупок не нравятся и компании АТП «Барс-2», гендиректор которой Андрей Заботин в разговоре с «Ведомостями» не исключил, что компания может полностью уйти на работу в Ленинградскую область. «Проанализировали, посмотрели. Пока не видим перспектив работы в городе — лоты оказались большими, требуется много техники», — сказал он.
Конкуренция между перевозчиками снизится в результате транспортной реформы, говорит академический директор программы магистратуры «Управление умным городом – Smart City Management» Высшей школы менеджмента Екатерина Соколова. Это произойдет за счет ухода малых игроков или поглощения их крупными игроками. Специалист сомневается, что транспортная реформа доживет до старта. «Создание новой инфраструктуры требует от города больших денег, а пандемия плохо сказывается на его экономике», — говорит Соколова. При этом она считает, что проблема обновления подвижного состава давно назрела.