В Петербурге бум стендапа. Комиков стало в 10 раз больше

Выступления стендап-комиков увеличивают выручку баров и ресторанов на 10–50%
Шесть лет назал в Петербурге было всего две площадки, где выступили стендаперы /Pixabay

За шесть лет количество выступающих в жанре стендап комиков в Петербурге увеличилось в 10 раз, заявили три собеседника «Ведомостей», работающие менеджерами, ведущими и участниками стендап-проектов. Успешные стендаперы уезжают в Москву – там они могут заработать в 4 раза больше.

В 2015 г. в Петербурге было 30 постоянно выступающих комиков, сейчас их больше 300, говорит ведущий площадки Comedy Place Роман Омелай: «Темпы прироста потрясающие, конкуренция огромная, все хотят поймать эту золотую рыбку». Такие же цифры приводят участник объединения стендаперов Stand Up Club #1 Всеволод Ловкачев и менеджер мероприятий проекта Stand Up Studio Дарина Симонова.

По словам Ловкачева, шесть лет назад в Петербурге не хватало комиков, чтобы организовать полноценный «Открытый микрофон» (жанр стендап-шоу, в котором бесплатно может выступить любой желающий, самый понравившийся публике комик получает денежный приз), сейчас после публикации анонса организаторы получают 50 заявок в течение 40 секунд.

В 2015 г., по словам Омелая, в Петербурге было всего две площадки, где выступили стендаперы, сейчас комики постоянно выступают на 33 площадках. Татьяна Щукина, организатор самого крупного в России «Открытого микрофона», говорит, что самые популярные среди стендаперов площадки в Петербурге – Stage Stand Up Club и бар «1703».

В ближайший месяц – с 18 августа по 18 сентября – в Петербурге, по данным сервиса «Яндекс. Афиша», анонсировано  26 стендап-мероприятий – они пройдут на шести площадках. Цена билетов – от 250 до 2800 руб. В конгресс-холле отеля «Санкт-Петербург», где 22 августа выступят четыре стендап-комика, начальная цена билета составляет 1500 руб. Представитель отдела маркетинга отеля сообщила «Ведомостям», что их площадка приоритетно проводит деловые мероприятия, с комиками они начали сотрудничать три года назад.

Месячная выручка от продажи билетов на такие представления в Петербурге составляет не менее 3 млн руб. «Если они зарабатывают эти 3 млн сейчас, во время пандемии, то это очень хорошие деньги», – говорит президент  продюсерского холдинга PMI Евгений Филькенштейн. По его словам, стендап – недорогое шоу, оно не требует специального оборудования  и затрат на исполнение райдеров, организаторы могут держать низкие цены на билеты. «Стендап сейчас  развивается, потому что все большие концерты запрещены», – утоняет  Филькенштейн. Он считает, что у стендапа хорошие перспективы: «Ниша стала востребованной».

По  словам Ловкачева, бум стендапа произошел из-за того, что предыдущие комедийные проекты, такие как Comedy Club, состарились, а стране нужны «шуты и скоморохи». «Комики также выполняют функцию проверки морально-этических границ населения», – говорит Ловкачев, По его мнению,  интерес к стендапу вырастет после ареста 9 августа комика Идрака Мирзализаде. Его обвинили в возбуждении ненависти (статья 20.3.1 КоАП) в юмористическом выступлении и осудили на 10 суток административного ареста.

Омелай утверждает, что если бы не пандемия, стендап в Петербурге развился бы еще больше. По его оценке, больше всего пострадал средней сегмент стендап-мероприятий: «эконом» держится на небольших барах с дешевым алкоголем, «премиум» выживает за счет постоянных клиентов и прибыльных ресторанов, говорит Омелай.  «Заплатить 500 руб. за выступление комика и сходить в среднего уровня ресторан – таких возможностей стало намного меньше», – считает он.

Ловкачев полагает, что самая большая опасность для стендаперов во время пандемии исходит от властей: «Тебе вдруг запрещают выступать, и твой доход неожиданно становится равен нулю».

 

Ресторанная выгода

Максим Шиляев, владелец бара Homie Lounge, где выступления стендаперов проходят каждый вечер, считает, что они приносят значительную выгоду рестораторам. В баре Шиляева юмористы начали выступать в прошлом году. Поначалу зал не всегда был заполнен, сейчас все места на выступлениях комиков заняты, говорит  Шиляев. Суммы получаемой прибыли он раскрывать не стал.

У ресторана Rossi’s постоянный стендап-партнер – Stand Up Studio, говорит пиар-менеджер ресторана Мария Парамонова. Комики из этого проекта выступают в Rossi’s 2 раза в неделю, это увеличивает месячную выручку ресторана примерно на 10%, говорит Парамонова: «Зрители охотно едят и выпивают».

Стендап-комик Дмитрий Сизов утверждает, что стендаперы увеличивают вечернюю выручку ресторанам, в которых выступают, на 30–50%, так как комики приводят в заведения свою аудиторию. «Это очень выгодно площадкам», – говорит он.

 

Сколько зарабатывают комики

Омелай считает, что в Петербурге среднестатистический комик может заработать от 50 000 до 80 000 руб. в месяц. Симонова полагает, что доход хорошего комика, для которого стендап работа, а не хобби, составляет от 50 000 до 60 000 руб. «В Москве он бы точно получил больше 100 000 руб.», – говорит она.

Сизов считает, что хорошего уровня комик может получать в Петербурге до 30 000 руб. в неделю.

Щукина говорит, что она как организатор «Открытого микрофона» зарабатывает 7000 руб. за вечер. «Но у меня самый большой открытый микрофон в России», – уточняет она. Обычно ведущий получает за вечер 1000 руб. Чтобы зарабатывать 100 000 руб. в месяц, комик должен постоянно выступать на корпоративах, объясняет Щукина. «Бывает, что комикам вообще после корпоративов не платят: люди говорят, что не смешно.  Хотя это  тяжелый труд, за этим стоят бесконечная писанина и бесконечные проверки материала на зрителях», – говорит она. 

По словам Омелая, средняя цена за 15-минутное выступление комика в Петербурге колеблется от 1000 до 5000 руб., в Москве – от 5000 до 20 000 руб. «Петербург – это поставщик кадров для Москвы», – считает  он.

Ловкачев полагает, что «сейчас комику лучше заработать на билет на «Сапсан» и поехать в Москву». Столица позволяет найти свою нишу каждому стендаперу, считает он, Петербург отстает в развитии стендапапа от Москвы на год-два. «Я коренной петербуржец, с 2013 г. занимаюсь стендапом, попробовал все варианты зарабатывать на стендапе в Петербурге, в итоге уехал в Москву, где шесть стендап-клубов и огромное количество ресторанов», –говорит Ловкачев.

 

В подготовке материала участвовали Елизавета Трубина и Полина Хильман