Производитель фермерских продуктов «СПХ Лосево» рискует стать банкротом
Компания рассчитывает расплатиться с долгами за счет продажи коров и консервации фермыВ Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области 9 сентября будет рассмотрен иск о банкротстве к производителю премиальной молочной продукции, мяса и овощей «СХП Лосево», поданный компанией «Центрплем». За 12 месяцев «СХП Лосево» получило 22 арбитражных иска на общую сумму 167 млн руб., видно из базы арбитражных дел. Представитель «Лосево» Янина Булгакова сообщила «Ведомостям», что компания погасит все долги перед поставщиками после реорганизации, иск о банкротстве «Центрплема» в компании считают необоснованным.
«СХП Лосево» образовано в 2006 г. Как следует из информации на сайте компании, она имеет 7500 га в Выборгском районе, молочную ферму, ферму для разведения коров и быков мясных пород (1600 голов), молочный завод по производству сыров, кисломолочной и молочной продукции с короткими сроками хранения, цех по производству кулинарии, полуфабрикатов и кондитерских изделий и собственную сеть фирменных магазинов на территории Петербурга и Ленобласти.
Улучшить финансовое положение «Лосево» собирается за счет продажи крупного рогатого скота, консервации фермы и перехода на закупку молока у поставщиков, сокращения количества магазинов фирменной сети и акценте на сетях-партнерах, говорит Булгакова. По ее словам, «Лосево» уже закрыло пять фирменных магазинов, сейчас в Петербурге и Ленинградской области работает четыре собственных магазина, две автолавки, продукция компании продается в 240 точках. Проблемы у компании возникли из-за пандемии и снижения доходов населения, поясняет Булгакова: «Теперь многие экономят, выбирая более дешевые продукты».
Кому принадлежит «Лосево»
«СПХ Лосево», по данным «Контур.Фокуса», на 75% принадлежит Наилю Беглову и на 25% – Александру Мауреру. Наиль Беглов, как пишет «Коммерсантъ», сын бывшего руководителя компании «Лукойл-бункер» Али Беглова.
Генеральный директор «Лосево» – Эльдар Беглов. По сообщению управления Следственного комитета по Ленобласти, в июле 2020 г. в отношении него завели уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 199.2 УК РФ (сокрытие имущества организации, за счет которого должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам). Следственные действия еще продолжаются.
Выручка «СПХ Лосево» в 2020 г. составила 311,4 млн руб., чистая прибыль – 3,1 млн руб.
Один из поставщиков «Лосево», компания «Смоква», уже год не может получить 100 000 руб. за поставку «Лосево» пастилы, рассказал «Ведомостям» один из учредителей «Смоквы» Андрей Карпов: «Деньги не самые большие, но это дело принципа». По его словам, представители «Лосево» в течение 14 месяцев переносят срок погашения долгов или не выходят на связь.
Директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко считает, что «Лосево» выбрало неправильную стратегию: одновременное развитие молочного производства, животноводства и собственной сети продаж. Мищенко говорит, что не знает ни одного российского проекта, который бы сумел совместить такие направления. Как пример успешной стратегии Мищенко приводит компанию «Молоко групп» из Калужской области, которая сначала инвестировала в животноводство, потом в производство сыров и теперь пришла к созданию собственной торговой сети.
Генеральный директор аналитической компании Streda Consulting Алексей Груздев считает, что изначальная идея «Лосево» была правильной: дать потребителю натуральные, качественные и свежие фермерские продукты, которые отличаются от продуктов массового спроса. На момент запуска у «Лосево» в этом сегменте в регионе не было сильных конкурентов, говорит Груздев. Проблемой для компании стал выход сразу в несколько категорий продуктов, полагает он. По его словам, окупаемость проектов по производству молока, овощей и говядины в России доходит до 12–15 лет. От вложения денег в производство молока до получения первой прибыли проходит не менее трех лет, уточняет директор департамента по связям с общественностью национального союза производителей молока «Союзмолоко» Мария Жебит.
«В прошлом году себестоимость производства молока выросла на 20–30%. На этом фоне цена любой ошибки становится велика», – говорит Груздев. Дополнительным проблемой для производителей молока стали инвестиции во внедрение обязательной маркировки молочной продукции, из-за чего «Лосево» временно останавливало производство, добавляет он: «В результате проблемы накапливались как снежный ком и привели к плачевным результатам».
Алексей Груздев считает, что при нынешней бизнес-модели положение «Лосево» вряд ли сможет улучшиться. «Компания позиционирует свой продукт как премиальный, а это узкий рынок даже для Петербурга, при этом на нем нарастает конкуренция, в Петербург пришла компания «Молочная культура», дотягивается с дистрибуцией подмосковный АИСФеР», – поясняет он. По мнению Груздева, реструктуризация бизнеса потребует от «Лосево» много сил и времени, а потребитель не будет ждать, и место будет занято другими игроками. Отдельно молочный завод у «Лосево» может быть успешным, но «былого величия у компании, скорее всего, уже не будет», – говорит Груздев.
Жебит считает, что проблема глобальная: в молочной отрасли в последние месяцы резко снизилась доходность, с рынка будут уходить слабые игроки. Она сообщила, что за последний год себестоимость производства сырья в связи с подорожанием кормов, инфляцией, девальвацией выросла на 18%. В переработке себестоимость выросла на 8–10%, при этом цены в рознице поднялись только на 3–4%, поясняет Жебит. «Если в лучшие годы рентабельность некоторых компаний могла достигать 20–24%, то сейчас этот показатель серьезно сократился», – говорит она.