Банкротство «Метростроя» может занять пять лет

«Метрострой Северной столицы» забирает его имущество и работников
Кредиторы хотят получить от АО «Метрострой» 6,1 млрд руб. /metrostroy-spb

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти 31 августа признал банкротом АО «Метрострой» – компанию, которая построила все 72 станции метро в Петербурге. Суд ввел конкурсное производство, об этом ходатайствовал арбитражный управляющий Григорий Авдеев по итогам решения, принятого на собрании кредиторов. Решение размещено в базе арбитражных дел. Процедура наблюдения в отношении «Метростроя» была введена в феврале 2020 г.

За день до суда – 30 августа – прошло первое собрание кредиторов «Метростроя». В собрании приняли участие представители 14 компаний, суммарные требования которых составляют 5,8 млрд руб. Из протокола собрания кредиторов видно, это 94,9% от общей суммы требований к АО «Метрострой» в 6,1 млрд руб. Самые крупные требования у банка «Россия» – 3,3 млрд руб., у банка «Открытие» – 796 млн руб., Федеральной налоговой службы – 450 млн руб., компании «Таск» – 392 млн руб.

Как выяснилось в ходе собрания, компания «Таск» выкупила долг к «Метрострою» у банка «Россия», сумма ее требований составляет 3,7 млрд руб. Затем этот долг у «Таска» купила компания «Метрострой Северной столицы» (МСС), рассказал собеседник «Ведомостей» в руководстве МСС. В пресс-службе МСС пояснили, что в реестр требований кредиторов компанию не включили, поскольку ходатайство о замене правопреемника будет рассматриваться в суде только 7 сентября.

МСС создана в октябре прошлого года правительством Петербурга (владеет 65% акций) и ВТБ (35%). Компания претендует на статус единственного поставщика по проектированию, реконструкции и строительству метрополитена в Петербурге. Выбрать такого поставщика президент России Владимир Путин поручил премьер-министру Михаилу Мишустину 16 августа. Срок исполнения поручения – до 1 октября.

Во время собрания кредиторов «Метростроя» представитель охранного предприятия «Пельта Северо-Запад» (кредитор без права голоса) Дмитрий Муштаков предложил перенести решение вопросов до момента, когда все процессуальные вопросы с заменой кредиторов будут решены, однако собрание не прислушалось к нему. «Пельта Северо-Запад», по данным «Контур.Фокуса», на 65% принадлежит Ольге Александровой (как пишет «Коммерсантъ», жене акционера и бывшего гендиректора «Метростроя» Николая Александрова). По мнению менеджера «Метростроя», с которым говорили «Ведомости», представители Александровых пытаются затянуть процесс банкротства. 30 августа Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти арестовал имущество Вадима и Николая Александровых на сумму 6,8 млрд руб.

Собрание кредиторов решило открыть конкурсное производство, за это подано 88,4% голосов. Еще 6,1% кредиторов проголосовали за введение процедуры внешнего управления, 0,5% – за процедуры финансового оздоровления.

Для введения процедуры финансового оздоровления или внешнего управления у «Метростроя» должны быть средства для погашения долгов в короткий срок, говорит партнер юридической фирмы Ru.Courts Илья Кавинский. «Метрострой» мог бы закрыть долги за счет новых контрактов, но их нет. Конкурсное производство – самый быстрый для МСС способ получить имущество «Метростроя» через торги, полагает Кавинский.

Дебиторская задолженность «Метростроя» по бухгалтерскому учету составляет 15 млрд руб., сообщил на собрании кредитов Авдеев, но вероятность взыскания этой задолженности сомнительна. Стоимость имущества «Метростроя», по его оценкам, составляет 4,2 млрд руб.

Сколько готовы потратить на метро в Петербурге

В бюджет Петербурга на строительство метрополитена планируется заложить на 2022 г. 28 млрд руб., сообщил 30 августа во время бюджетных слушаний в законодательном собрании города председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Валерий Москаленко. На 2023 г. на развитие метро закладывают 33,9 млрд руб., на 2024 г. – 32 млрд.
В действующей версии трехлетнего бюджета Петербурга на 2022 г. на строительство метро в 2022–2023 гг. заложено в 2 раза меньше средств – 33 млрд руб.

МСС заинтересована в выкупе имеющегося у «Метростроя» оборудования, которое будут продавать в ходе конкурсного производства, говорят в пресс-службе компании.

Процесс передачи МСС техники «Метростроя» уже начался: по данным «Контур.Фокуса», 7 июля «Метрострой» и МСС заключили договор уступки прав требования на три тоннелепроходческих щита, восемь комбайнов и проходческую установку. Сотрудник пресс-службы МСС подтвердил, что технику взяли в аренду, но не стал уточнять условия договора. По словам директора по общим вопросам МСС Дмитрия Орлова, компания планирует и дальше оформлять в аренду производственные площадки и технику «Метростроя», а затем выкупить их в рамках конкурсного производства.

МСС начнет постепенный прием коллектива банкротящегося «Метростроя» в штат, их известят о порядке трудоустройства до 12 сентября, сообщает пресс-службы ВТБ. После заключения контрактов с государственным заказчиком МСС должна начать работы на всех незавершенных объектах метро, это Красносельско-Калининская и Лахтинско-Правобережная линии. «Для этого идет оснащение предприятия оборудованием и закупка материалов», – поясняют в пресс-службе ВТБ.

Банкротство «Метростроя» может затянуться на пять-шесть лет, считает Кавинский, но реализация имущества могут пройти в течение года.

На должность конкурсного управляющего на собрании кредиторов претендовало 10 человек: 60,7% кредиторов проголосовали за члена Ассоциации арбитражных управляющих «Паритет» Светлану Судью.